Регистрация

Методы работы по ознакомлением с окружающим миром и конструированию с детьми с ОНР

  • 25 ноября 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Методическая работа в ДОУ» 

Цель дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на школьное обучение, а в создании условий для максимального раскрытия его индивидуального возрастного потенциала. Ребёнок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в любой деятельности.

Задача педагога – помочь ребёнку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.

Ребёнок дошкольного возраста воспринимает  окружающий его мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений  и понятий высокой эмоциональности малыш принимает и понимает окружающий мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать необходимо. И всё же, как говорил психолог Д.Б. Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы. Иногда их заключения верны, а иногда и ошибочны.

Целью нашей работы является разработка системы занятий и проектирование совместной деятельности детей  на основе технологий «Здравствуй, Мир», в условиях логопедического детского сада для детей с Общим Недоразвитием Речи (ОНР). Данный раздел программы является базовым для развития ребёнка – речевого, познавательного, личностного.

Знакомство ребёнка с окружающим миром происходит с помощью разнообразных средств. Их можно разделить на три группы:

  1. Источники контролируются взрослыми и управляются взрослыми.
  2. Источники частично управляемые (художественная литература, изобразительная деятельность, музыка).
  3. Неуправляемые источники («случайная информация»).

Методы работы по ознакомлением с окружающим миром и конструированию с детьми с ОНР

Задача педагога сделать так, чтобы большую часть информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно  корректировать информацию, полученную из источников третьей группы.

Эффективным решением задачи развития дошкольника нам видится выбор технологии «Здравствуй, Мир» программы «Школа – 2100». Мы знакомим детей с целостной картиной мира и учим их, использовать свой жизненный опыт для его познания. Главным способом осмысления мира нам видится в решении проблемных творческих задач.

Определены цели курса «Здравствуй, Мир»:

  1. Познакомить дошкольника с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
  2. Обеспечить полноценное развитие дошкольника (интеллектуальное и личностное)
  3. Знакомство с родным языком. Эта цель полностью соответствует основному направлению нашего детского сада – коррекции недоразвития речи у дошкольников.

Также в работе с детьми мы используем учебный материал пособия «По дороге к Азбуке». Здесь подробно используются элементы логопедической методики развития речи, которая ориентирована на предупреждение ошибок в чтении и письме. В рабочих тетрадях представлен богатый иллюстративный материал, который избавит и нас, педагогов, и родителей от подбора необходимых рисунков.

Часто мы используем дополнительный наглядный материал. Например, при изучении тем: «Осень», «Деревья», «Плоды-семена» – собираем с  детьми листья и плоды деревьев, оформляем гербарии. При изучении темы «Одежда» – оформляем альбом «Ткани», где дети могут   потрогать любую ткань. На ощупь определить её структуру, отметить полюбившуюся цветовую гамму. Рассматриваем одежду детей. А закрепляем данный материал через сюжетно-ролевые игры: «Ателье» и «Демонстрация моды».

 

При изучении таких тем как «Овощи – фрукты», «Продукты питания» используем натуральные плоды овощей и фруктов, чтобы дети могли увидеть их натуральную величину, оценить вкусовые качества, приготовить блюда (салат) и сразу сделать выводы, обобщения, сравнения и обосновать свои суждения.

Учебный материал вводится последовательно таким образом, чтобы у ребёнка формировалось представление о себе как о человеке,  и проходит через тему «Части тела». Затем как о члене семьи через тему «Семья», как о пассажире и пешеходе через темы «Транспорт», «Город», как о покупателе, будущем представителе какой- либо профессии и.т.д. Таким образом, у детей одновременно формируются представления о различных предметах и явлениях окружающего мира.

Большая роль отводится играм со словами, в ходе, которых дети приобретают навыки словоизменения, словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, дети практически осваивают структуру предложения. Это лексические игры «Один - много», «Назови ласково», «Скажи со словом много» и другие. Эти игры направлены на развитие разных умений: образования формы множественного числа имён существительных, и формы родового падежа множественного числа.  Данный материал мы используем  в каждой изучаемой лексической теме, поэтому у наших детей постоянно накапливается жизненный и речевой опыт.

Для закрепления  тем по ознакомлению  с окружающим,  часто используем  конструирование как часть занятия.  Конструирование – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Работая с конструктором, дошкольник создаёт модели предметов и объектов реального мира, он выполняет задания, которые способствуют развитию наблюдательности и творчества.

Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира.

Человек – созидатель и это уже проявляется в дошкольном возрасте и удовлетворяется в строительной деятельности у детей. Дети строят мосты, транспорт, дома, магазины, улицы, города…, закрепляя  при этом пройденную лексическую тему. Итогом таких занятий является режиссёрская игра, где  конструирование способствует совершенствованию речи детей.  В процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их,  общаясь друг с другом, что очень важно для детей с ОНР.

Конструирование помогает ребёнку с речевой патологией. У ребёнка развивается диалогическая, монологическая, связная речь, пополняется активный и пассивный словарь.

Работая по данным технологиям, мы отметили,  что дети активно  и с интересом участвуют в таких видах деятельности, не утомляются, т.к. виды деятельности регулярно сменяют друг друга.

Результаты работы показывают, что у детей значительно расширился кругозор. Дети размышляют, они «ищут» самостоятельно ответы на поставленные вопросы, делают умозаключения. В плане развития речи у детей значительно расширился словарь, отмечается в речи активное использование  сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, развивается контекстная речь. Таким образом, мы создаём условия для максимального  раскрытия индивидуального возрастного потенциала  ребёнка.

Методы работы по ознакомлением с окружающим миром и конструированию с детьми с ОНР

Автор: Давыденкова Вера Евгеньевна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад № 137», г. Пермь.

3.2 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 16)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Людмила Ивановна 25.11.2011 в 20:17

Вера Евгеньевна, очень интересный опыт работы. Спасибо!

Сивухина Елена Васильевна 26.11.2011 в 17:49

Вера Евгеньевна, замечательный опыт работы. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!!!!

Давыденкова Вера 27.11.2011 в 10:38

Спасибо.

Катерина 29.11.2011 в 20:22

Вера Евгеньевна, очень понравилась ваша статья, особенно связь с конструированием. Я думаю что детям очень интересно на таких занятиях! Буду использовать Ваш опыт в работе.

Любовь Владимировна 17.12.2011 в 16:33

Давайте проанализируем фразу из предложенной работы - "Целью нашей работы является разработка системы занятий и проектирование совместной деятельности детей на основе технологий «Здравствуй, Мир», Данный раздел программы является базовым для развития ребёнка – речевого, познавательного, личностного". То есть, Вы должны что-то своё разработать и представить, так? Тем более, что это и является базой для развития ребёнка. Что именно разработано Вами? Не смущает Вас, что фраза "мы создаём условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка" - это есть Ваша непосредственная работа?

Любовь Владимировна 14.01.2012 в 15:20

Вот и снова Новый год!

Пусть и старым он зовется,

Вам в нём точно повезет,

А печаль вас не коснется!



Пусть же счастье и любовь

В вашей жизни будут рядом.

Пусть удача вновь и вновь,

Вас ласкает нежным взглядом!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!