Регистрация

Коррекция психофизического развития детей средствами песочной терапии

  • 21 августа 2010

Игры с песком – это увлекательный процесс экспериментирования, созидания, творчества. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечают: «Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это – мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно». Песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с ограниченными возможностями здоровья, а это – залог их развития и саморазвития.

Свой первый коммуникативный опыт ребенок получает в песочнице. Посредством игр с песком ребенок познает окружающий мир, свойства предметов. Играя, дети моделируют в песочнице различные ситуации, проигрывают и «проживают» их. А далее наступает момент, когда мы замечаем в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.

Предлагаю познакомиться с новинкой – кинетическим песком – уникальным материалом для развития детей. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, он мягкий, пушистый, и в то же время оставляет руки ребенка чистыми и сухими, его легко собрать после игры, он не вызывает аллергии. 

Технология игр и упражнений с песком разработана и апробирована в группе кратковременного пребывания комбинированной направленности. Группу посещают дети с детским церебральным параличом и нормально развивающиеся дети. Объединение в играх полезно и тем, и другим: дети с ДЦП приобретают необходимый им опыт общения, а их нормально развивающиеся сверстники учатся толерантности.

Занятия и игры проводятся в специально отведенном пространстве игровой комнаты, которое называется «центром песка и воды». Предметы центра яркие, безопасные, удобные для детей, учитывают их особенности и возможности. Например, совочек для ребенка с ДЦП должен быть с длинной ручкой для удобства захвата, а колышек для вбивания в песок – большего диаметра, чем для нормально развивающихся детей.

Игры с песком

Мы предлагаем одно из игровых занятий с песком (Полная методика и система занятий заказывается на rodnik452@ya.ru).

Игра «Песочный ручеек»

Образовательные задачи:

  • закрепить знания о свойствах сухого песка;
  • научить действовать двумя руками;
  • расширить активный и пассивный словарь детей;
  • познакомить со свойствами предметов для игр в песок (воронка, бутылочка);
  • обучить действиям с воронкой;
  • нормально развивающихся детей продолжать учить деятельности экспериментирования, подводить к вариативности использования предметов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать кистевой захват, согласованность движений обеих рук, тактильную чувствительность и силу рук, игровые действия, зрительно - моторную координацию; двигательную память, скорость и темп движений;
  • развивать интерес к окружающей действительности, стимулировать познавательную активность детей. Побуждать нормально развивающихся детей рассуждать.

Воспитательные задачи:

  • развивать аккуратность;
  • воспитывать толерантность;
  • побуждать к общению.

Словарь: Песок, сухой, пересыпается, шуршит, воронка, бутылочка, совок.

МатериалСтол-песочница, фартуки для взрослого и ребенка, совок, воронка, бутылочка с широким и узким дном, кораблик, лист плотной бумаги.

Ход игры

Воспитатель: «Песочные человечки очень любят, когда к ним приходят гости и дарят подарки». Надевает ребенку и себе фартук, закатывает рукава.

Воспитатель: «Давай подарим им воронку и бутылочку. У воронки широкие края и узенькое горлышко. Посмотрите, человечки, как играют Ксюша и Ваня: берут совок за ручку, набирают в ковшик песок и высыпают в воронку по очереди: «ш-ш-ш…» (воспитатель показывает, как насыпать песок в бутылочку совочком). «Не получается, песок сыплется мимо бутылочки. Нам пригодится воронка» (вставляет воронку в горлышко бутылки, дети с легкими двигательными нарушениями делают это сами). «А теперь насыпаем песок вместе: совочек Ваня, совочек Ксюша.

Воспитатель: Из воронки быстро тек наш песочный ручеек. Песочным человечкам очень понравился ваш ручеек, давайте высыплем из бутылочки ручеек и по нему поплывет кораблик. Ту-ту-ту. Уплыли песочные человечки в путешествие, а мы аккуратно сметем песок с бортиков, все уберем, снимем фартуки и пойдем мыть руки». 

Варианты заданий для нормально развивающихся детей:

1 вариант. Предлагаем ребенку бутылочки, воронки, плотную бумагу. Ребенок самостоятельно определяет, как удобнее пересыпать песок в бутылочку. А можно ли пересыпать песок с помощью бумаги? Воспитатель предлагает ребенку попробовать разные способы пересыпания. Вместе с ребенком сооружают из бумаги кулек и пересыпают с помощью него песок в бутылку. Что удобнее – воронка или бумажный кулек? Почему? Чем еще можно заполнить бутылочку? (водой). С помощью чего удобнее заполнить бутылочку водой? Почему? Воспитатель закрепляет понятия: 1) человек придумал приспособления, которые помогают ему в его жизни; 2) воронка более прочная, чем кулек; 3) можно использовать и бумажный кулек, если рядом нет воронки. Таким образом, ребенок учится вариативности действий, умению использовать разные материалы в быту.

2 вариант. Берем бутылочку широкую и узкую, высыпаем одинаковое количество песка в ту и другую, сравниваем уровень песка в обеих бутылочках. Ребенок сравнивает уровень песка в бутылочках, объясняет, почему уровень разный. Таким образом, дети осваивают мерки в математике.

Игры с песком

Автор: Людмила Алексеевна Акуличева, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ комбинированного вида № 452 «Родничок», стаж работы по специальности – 27 лет. Участие в работе региональной экспериментальной площадки Учреждения и работе творческой группы «Дети в мире природы». Экологический проект «Взрослые и дети за природу в ответе»; в 2010 году участвует в конкурсе на соискание премии г. Н.Новгорода. Увлечение: садоводство. Фото автора Акула

3.4 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 31)
  • 21 августа 2010
  • 12486
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ольга Владимировна 03.09.2010 в 21:52

Знакомство с окружающим у ребенка начинается с чувственного восприятия.с помощью элементарного экспериментирования. Дети таким образом узнают о свойствах воды, песка, воды и т.д. Я работаю с маленькими детьми и использую подобные игры. Они очень интересны детям, т.к сразу виден результат. Спасибо Людмила Алексеевна за содержательное сообщение!

Туманова Екатерина Леонидовна 11.09.2010 в 22:00

Мне очень понравился "песочный" стол.Такой я вижу впервые.Вы молодец, что работаете с природным материалом. Этого часто боятся педагоги ДОУ.Я голосую за Вас!

Инесса, Анастасия 27.02.2013 в 14:18

Интересная,работа. Не обычно например зимой заниматься с ребятками с песком.Вам 5 .Удачи!1!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!