Регистрация

Занятие по теме «Беседа об угле»

  • 22 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация:  Методическая работа в ДОУ

Россия – наша большая Родина, но у каждого есть еще и свой родной край, где он живет, работает, учится. Каждый край чем-то знаменит. Наш Кузбасс знаменит лесом, золотом, но главное богатство края – черный уголь. Я живу в районе Кедровка города Кемерово, который стоит на угле и родители моих воспитанников работают на Кедровском разрезе, занимаются добычей угля открытым способом.

На занятии я познакомила детей с углем и его применением, профессиями родителей, важностью и значимостью их труда. Занятие вызвало большой интерес у детей, гордость за профессии своих родителей, желание больше узнать о своем крае.

Цели:

  1. Расширить и закрепить знания детей о родном крае, полезных ископаемых.
  2. Познакомить со свойствами каменного угля, закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
  3. Развивать сенсорные ощущения, поддерживать интерес детей к опытнической работе, дать детям представление о том, как  добывают каменный уголь, как он используется человеком.
  4.  Познакомить детей с крупнейшими месторождениями угля в Кузбассе. Воспитывать  любовь и уважение к труду горняков, родному краю, чувство гордости за него. 

Предварительная работа.

Экскурсия в музей трудовой славы разреза Кедровский,на участок № 4, смотровую площадку, детский городок «Уголек», рассматривание иллюстраций и фотографий, беседы о профессиях родителей. 

Ход занятия

  • В Российской нашей необъятной шири
  • Есть край изысканный, где мы живем
  • Зовут его жемчужиной  Сибири,
  • А мы землей любимою зовем.

Дети, а как еще можно назвать наш край? (Кузбасс, земля Кузнецкая, Сибирь). Да, названия разные, но обозначают они одно и то же, это наша Родина, место, где вы родились. Суров наш край и богат.

Какие полезные ископаемые находятся в нашем краю? (Золото, уголь, гранит, известь, мрамор,  руда, алюминий).

Послушайте загадку:

С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Это в шахте горняки
Молотками отбивают
Этот очень нужный камень.

Правильно, это уголь; дети, а чем полезен каменный уголь? (Углем обогревают дома. Он используется как топливо на фабриках, железных дорогах. Уголь нужен  для  вырабатывания электроэнергии. Его сжигают в доменных печах, чтобы расплавить металл, из него получают краски, лаки, делают удобрения).

Посмотрите, у вас на столах стоят подносы с каменным углем, возьмите его в руки, рассмотрите его и расскажите о нем: какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый. Как вы узнали, что он твердый? (Надо сжать его в руке). Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Ударяю по куску каменного угля молотком; он рассыпается на кусочки). 

Да, каменный уголь твердый, но не настолько прочный, как например мрамор, от удара молотком он рассыпался на кусочки. Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? (он пачкается). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть бурым или черным, блестящим или матовым. Возьмите лупу и рассмотрите уголь, что вы там видите? ( Он бугристый как дерево)

Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.

Оустите осторожно каменный уголь в воду, что происходит с водой? (Пошли пузыри, вода  мутнеет).

В каждом предмете есть воздух, а в пористых предметах его больше, при опускании угля в воду, воздух вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки. Уголь у нас утонул, а почему? (Каменный уголь тяжелый).

Как вы думаете, он растворяется или нет, как можно проверить? (Помешать воду палочкой). Запомните, каменный уголь  не растворим ни в одной из жидкостей. Добыча каменного угля производится на поверхности земли, как у нас в Кедровке, и тогда строится разрез, а если уголь находится глубоко под землей, строится шахта.

На трудовую вахту
Шахтер поедет в шахту
Опустится на землю
На лифте скоростном
Брезентовая роба
Топорщится на нем
Шахтеры носят каски
Каски – безопаски
И домнам и заводам
Доставят в нужный срок
Шахтерскую добычу
Отборный уголек!

В шахте темно и ничего не видно, поэтому на голове у каждого шахтера каска с лампочкой. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков, грузят в специальные вагончики и отправляют на поверхность. Чтобы добыть уголь, люди разных профессий трудятся на  разрезах и шахтах.

Какие профессии вы знаете? (машинист экскаватора, машинист тепловоза, водитель бульдозера, водитель БелАЗа, взрывник, горный мастер, инженер). Как их можно назвать, одним словом? (Горняки). В Кемеровской области много шахт и разрезов. Посмотрите на карту и покажите города, где добывают уголь. Каким нужно быть человеком, чтобы добывать уголь? (Смелым, сильным, умным, трудолюбивым, здоровым).

Уголь Кузбасса  экспортируется в 25 стран мира. Если весь уголь, добытый горняками погрузить в железнодорожные вагоны, соединить в один состав, то его длина опоясала бы земной шар по экватору в полтора раза. Труд горняков очень тяжелый, нужный, полезный и почетный, гордитесь профессиями своих родителей!

Какой праздник отмечает наша страна в августе? (День шахтера)

Использованная литература:

  1. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи. М, 1984.
  2. Добыча угля на разрезах Кузбасса. Кемеровское  книжное издательство, 1975.
  3. Т.В. Потапова. Беседы с дошкольниками о профессиях. Творческий центр Москва, 2005.

1. Карта

Карта2. Будущие горняки

Будущие горняки3. Наш кедровский уголёк

Наш кедровский уголок

Автор: Томилова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ Детский сад № 118 «Белочка», г. Кемерово. Стаж работы воспитателем 35 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 40)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (15)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Ивановна 24.02.2013 в 10:30

Уважаемая Валентина Николаевна! Беседа получилась интересная! В статье яркие фотографии! Вам первые 5 звёзд! Приглашаю на свою страничку.

Валентина Николаевна 25.02.2013 в 17:21

Спасибо, Елена Ивановна за вашу оценку и просмотр моей работы. Очень рада, что вам понравилось. Занятие детям тоже очень понравилось, занимались с большим интересом.

Олеся Викторовна 24.02.2013 в 11:58

Уважаемая Валентина Николаевна!Ваше занятие интересное, сопровождается практическое работой. Замечательно + 5 . Приглашаю к себе на страничку.

Валентина Николаевна 25.02.2013 в 17:23

Спасобо за оценку моей работы, Буду рада, если если что-то возьмете себе.

Инна 25.02.2013 в 08:22

Уважаемая Валентина Николаевна, ваше занятие очень интересное для детей дошкольного возраста, имеет практическую значимость. На вашем занятии дети не пассивные слушатели, а активные участники. Молодец! Вам 5+

Валентина Николаевна 25.02.2013 в 17:25

Спасибо за оценку. Обязательно просмотрю ваши работы.

Ирина Николаевна 25.02.2013 в 19:31

Уважаемая Валентина Николаевна! Ваше занятие пронизано любовью к родному краю, к одной из самых трудных и почётных профессий. Дети должны знать о том, чем богат их край, кто приносит ему славу. Очень хорошее, познавательное занятие.

Шахова Ольга Вячеславовна 25.02.2013 в 19:58

Валентина Николаевна, Ваше занятие очень интересно и познавательно. Ставлю заслуженную 5.

Валентина Николаевна 05.03.2013 в 13:51

Спасибо за оценку и просмотр моей работы, детям было очень интересно.

Инесса, Анастасия 01.03.2013 в 18:32

Вам отлично!!! Удачи!!!

Ирина Владимировна 03.03.2013 в 22:08

Уважаемая Валентина Николаевна!Необходимое занятие для ребят, которое воспитывает любовь к родному краю и знакомит с профессиями людей,работающих в шахтах. Удачи!

Лбдмила Фёдоровна 09.03.2013 в 10:52

Глубоко продуманное, очень познавательное и интересное для детей занятие.

Анастасия 17.11.2015 в 22:06

Самое интересное занятие, где можно не только посмотреть,но и потрогать, подействовать с предметом. Ставлю 5 за занятие!

Елена Елена Елена 10.01.2020 в 05:05

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 09:33

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!