Регистрация

НОД по экологическому воспитанию на тему «Корабль пустыни»

  • 8 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация«Методическая работа в ДОУ»

Природа – это единственная книга,
каждая страница которой полна глубокого содержания.
И.В. Гете

Программное содержание: углубить представление детей о животном и растительном мире пустыни, познакомить с жителем пустыни – верблюдом. Развивать воображение, связную речь, фантазию, активизировать мыслительную деятельность, создать условия для свободного выражения мыслей. Воспитывать экологическую культуру, умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая их, культуру общения и поведения во время проведения опытов.

Материал: карта мира, картинка «Верблюд», одноразовые стаканчики, коктельные трубочки, песок, деревянные палочки, пробки, прозрачные латочки, зеркало на каждого ребенка, указка, пищевая пленка, стакан с водой.

Ход меродприятия:

Ребята, посмотрите, что это у нас на ковре. Может это подсказка: о чем мы будем сегодня с вами говорить? Посмотрим, что это. Что же с ними нужно сделать? (Собрать картину). Молодцы, у вас получилось. Да, здесь еще и надпись, а ну-ка прочитайте что написано. (Дети читают).

1. Собери картинку

Собери картинку

Пустыня – от слова «пусто». Интересно, какая она? Почему она на картинке жёлтого цвета? Кто там живёт? Что там растёт? Холодно там или тепло? Где же обо всём этом узнать? (Дети высказывают свои версии, где и как можно узнать о пустыне).

Узнайте эти растения и животных в загадках:

  • Сверху камень, снизу камень,
  • Четыре ноги и одна голова. (Черепаха)
  • Вьется веревка. На конце головка.
  • Та веревка шипит, подходить не велит. (Змея)
  • Удивителен на вид – весь в шипах,
  • Но не шипит. (Кактус)
  • Она, как змейка, в песках мелькает.
  • Хвостом виляет. Если хвост оторвется –
  • Другой наживется. (Ящерица)

Беседа о пустыне. (Показываю на карте мира пустыню. Дети рассказывают о климате пустыни).

  • Пустыня находится в самом жарком месте на Земле. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь. Иногда дуют сильные ветра. А вы знаете, что такое песчаная буря?
  • Вы думаете, что когда дует сильный ветер и поднимает песок. Верно, это или нет, мы проверим.

Опыт «Возникновение бури»: 

  • Разделитесь на пары: мальчик – девочка. (Подходят к столам). Сначала один будет дуть в трубочку, а второй наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.
  • Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: Сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам)

2. Песчаная буря

Песчаная буря

Опыт «Что происходит с водой в пустыне»:

  • Возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком.
  • Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

3. Куда уходит вода

Куда уходит вода

Ну, раз вы все знаете, загадаю я вам загадку. Как вы думаете, о каком животном здесь говорится?

  • Я на спине мешки вожу, вовек я их не разгружу.
  • И в мешках тех еда, и в мешках тех вода,
  • Что спасает от зноя и жажды меня. (Верблюд)

Это домашнее животное. Верблюд служит человеку уже много лет. Он хорошо приспособлен для жизни в пустыне. Его еще называют кораблем пустыни. Длинная густая шерсть помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючим кустарником и травами.

Самое замечательное у верблюда – его горбы. В горбах накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыни. Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут, и будут болтаться.

  • Как вы думаете, а легко ли верблюду шагать по пустыне? Проверим? Мальчики, раздайте судочки с песком. (Подходят к столам).

Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?»: 

  • Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит?
  • А теперь переверните её другим концом и походите по песку. Полочка проваливается в песок? Почему нет? Какой можно сделать вывод?

Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

Интересно, а как верблюдам удается так долго обходиться без воды? А в этом на поможет еще один опыт.

Опыт «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды»:

  • Предложить детям подышать на зеркальце. (Зеркальце затуманилось).
  • Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.

Ребята, что нового и интересного вы для себя узнали? (Ответы детей).

Автор: Орлова Оксана Михайловна, воспитатель, I квалификационная категория, МБДОУ ДС КВ «Березка», город Новый Уренгой. Стаж 15 лет. Диплом на получение гранта Главы Администрации города Новый Уренгой «Лучший педагог дошкольного учреждения»: победитель конкурса, октябрь 2012 г.

5 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 08.02.2013 в 23:19

Уважаемая, Оксана Михайловна! Отличная работа! Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Поэтому ФГТ нам вменяют обратить особое внимание на опытно-экспериментальную, проектно-исследовательскую деятельность... Вернее было бы вашу работу назвать "Опытно-экспериментальная деятельность по теме "Эта знакомая и незнакомая пустыня..." Беру в копилку. СПАСИБО.

Елена Ивановна 09.02.2013 в 06:07

Оксана Михайловна! Вы организовали интересную познавательную деятельность. Дети в активном поиске всё занятие. Опыты, которым Вы научили, дети будут повторять и после занятия дома. Вам 5 баллов!жду на своей страничке

Оксана Михайловна 12.02.2013 в 17:52

Спасибо за отзыв!

Ирина Николаевна 09.02.2013 в 15:48

Уважаемая Оксана Михайловна! "О сколько нам открытий чудных..." встречается в жизни, и замечательно, что в раннем возрасте Вы пробуждаете в детях стремление к познанию и открытию чудес, пусть и небольших. Удачи Вам!

Олеся Викторовна 12.02.2013 в 18:02

Хорошая работа. Практическая. Ребята экспериментируют, вживаются в образ, а это вызывает сильные эмоции и дает толчок к деятельности. От меня 5. Приглашаю вас к себе на страничку.

Ирина Владимировна 03.03.2013 в 21:10

Уважаемая Оксана Михайловна!Отличная опытно-экспериментальная деятельность!Творческих успехов!

Аманжулова Ирина Юрьевна 12.10.2015 в 21:05

Оксана Михайловна, молодец с такими дошколятами, а такие опыты, исследования провели - это хорошая подготовка к школе. Уже в первом классе, сейчас дети учатся проектировать, исследовать, работать в группах и делать выводы. Удачи и побольше таких работ.

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:30

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 07:27

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!