Регистрация

Моделирование как средство формирования целостной картины мира у детей

  • 19 января 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Дидактическая игра с использованием моделирования

Для качественного решения задач – формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды необходимо учитывать особенности развития мышления детей трех – семи лет. Одним из наиболее эффективных методов познания окружающего мира является моделирование, которое основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками – моделями (от лат. modulus – «мера, образец») и направлено на успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

В работе с детьми выделяются следующие этапы овладения детьми моделями:

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Работая с моделью, дети, осваивают то, как реально существующие компоненты можно заместить с помощью условных обозначений.

На этом этапе решается важная познавательная задача – расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, установление связи функционирования. Используя схематические модели при ознакомлении с деревьями, дети легче запоминают части дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды), узнают, какую пользу они приносят человеку. Применяя модели при ознакомлении с насекомыми, легко усваивают, что насекомое имеет три части тела (голова, грудь, брюшко), шесть ног, крылья.

На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической, что позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям, сформировать умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями. Например, модели помогают детям усвоить причинно-следственные связи: с наступлением холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края птицы и т.д.

Третий этап: самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Таким образом, демонстрация моделей облегчает познание детей и позволяет их научить выделять основные свойства и отношения, существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется с различными образовательными областями (см. Приложение 1, таблица 1).

Определить готовность детей помогать природе, заботиться о ней, развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира, выявить место природы в системе ценностных ориентаций ребенка помогаютследующие методики:

  • рисуночный тест И.Э.Куликовской«Я – часть природы»(цель – изучение образных представлений детей о взаимосвязи и целостности ребенка и природы);
  • рисуночный тест «Образ мира» (модификация Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной). Цель – изучение понимания детьми многообразного видения природных зависимостей; 
  • критерии образовательной программы ДОУ в промежуточных результатах освоения программы в интегративном качестве «Овладевший основными знаниями и умениями» по образовательной области «Познание» (цель – выявление уровня представлений о неживой природе и сезонных изменениях в природе);
  • методики «Рожицы» (модификация Чумичевой Р.М.), «Случай в природе» (Н.Е.Черноивановой). Цель – изучение эмоционально-чувственной сферы личности ребенка в процессе общения его с природой, а также выявление имеющегося у детей опыта такого общения.

Использование моделирования в развивающей среде

Таким образом, метод моделирования развивает познавательный интерес у детей к окружающему миру, умение устанавливать причинно – следственные связив системе «человек – природа» и в самой природе, дает возможность раскрыть важные особенности объектов природы, сформировать знания о природном мире обобщенного характера.

Библиографический список:

1. Приказ Министерства Образования и Науки РФ № 655 от 03.11.2009 Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2. Е.Г. Андреевская. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.URL:http://paganel.info/index.php?option=com_content&view=article&id=114&Itemid=98

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

Приложение 1: Конспект занятия с использованием метода моделирования.

Приложение 2. Презентация к занятию.   

Автор: Шиврина Светлана Алексеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 16 «Малыш», г. Омутнинск Кировской области. Педагогический стаж 32года. Участник всероссийских и международных профессиональных конкурсов. Победитель Премии Правительства Кировской области в номинации «Лучший воспитатель», 2012 год.

4.9 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 39)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Анатольевна 21.01.2013 в 14:18

Молодец! Хорошая и добротная работа.

Олеся Владимировна 21.01.2013 в 14:20

Благодарю вас!

Елена Ивановна 06.02.2013 в 12:04

Интересные разработки! Очень яркая презентация - сама люблю осень! Введение моделей в образовательный процесс - интересный приём. Вам 5 звёзд! Познакомьтесь с моим опытом.

Олеся Владимировна 06.02.2013 в 18:34

спасибо, Елена Ивановна)))

Олеся Викторовна 10.03.2013 в 16:31

Здравствуйте, тезка. Ваша работа очень подробная, многоплановая. А ваше занятие думаю будет интересно для многих воспитателей. Отлично +5. Заходите в гости на страничку.

Ольга Николаевна 21.10.2013 в 18:24

Хорошая работа! + 5 от меня. Интересно. Необычно. Познавательно. Успехов в конкурсе!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!