Регистрация

Путешествие по стране звуков, букв и слов

  • 20 декабря 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Путешествуя по стране звуков, букв и слов, дети закрепляют свои знания о разных звуках, словах, которые состоят из этих звуков. Учатся различать звуки, слова. понимать, чем отличаются звуки от букв, определять места положения звуков в словах.  

Цели занятия:

1. Уметь различать короткое и длинное слово на слух.

2. Закрепить знания о гласных звуках, умение выделять их и определять

места положения в слове, уметь воспроизводить на слух звуковую цепочку.

3. Развивать зрительное восприятие, узнавание, память при выполнении заданий.

Материал:

Демонстрационный материал:

  • карточка с разными буквами, «Какая буква лишняя?»;
  • символы – полоски короткая и длинная;
  • символы звуков (кружки красного и синего цвета);
  • карточка с «замаскированными буквами»;
  • карточка – образец «Буквы в домиках».

Раздаточный материал:

  • картинки;
  • кассы с буквами;
  • схема для определения места положения гласного звука в слове;
  • карточки с недописанными буквами;
  • карточки с разным расположением геометрических фигур;
  • карточки с буквами и фишками.

Ход занятия

1. Дети, что мы с вами произносим? (Слова, звуки). А какие бывают слова? (Короткие и длинные).

(Дети озвучивают картинки, определяют и раскладывают их под символами).

2. Ребята, из чего состоят слова? (Из звуков). А какие вы знаете звуки? (Гласные и согласные). Назовите их?

Сегодня мы будем путешествовать по стране гласных звуков. Почему они называются гласными?

(Дети дают характеристику гласным звукам).

3. У меня есть «Волшебный сундучок». Достаньте из коробки букву, назовите слово на эту букву.

4. Задание на зрительное внимание.

Угадайте, какие звуки я произношу?

(Логопед проговаривает гласные звуки без голоса, а дети определяют и называют какой это звук по беззвучной артикуляции).

5. Задание на слуховое внимание.

Повторите за мной звуки: АУИ; АУ – какой звук убежал? (И)

ОАУИ; Какой звук пришёл в гости? (О)

6. Задание на слуховое и зрительное внимание.

«Звуки поссорились и помирились» к – о – т в – а – з – а з – у – б

с – т – о – л б – ы – к к – а – ш – а

(Логопед называет с небольшим интервалом звуки, а дети на слух воспринимают звуки и в уме синтезируют в слова и произносят).

7. Определите, где живёт звук в слове: (Использование схемы для определения места положения гласного звука).

Звук «А» – автобус, нога, ваза; Звук «У» – зуб, утка, утюг;

Звук «Ы» – бусы, усы, столы; Звук «О» – очки, кот, окно

8. Вспомним правило о звуках и буквах:

«Звуки мы слышим, а буквы пишем, видим».

Допишите гласные буквы.

Физминутка (с мячом) стоя полукругом: «Много чего?», «Скажи наоборот» (предложить детям поиграть с разными словами). Логопед называет слова: ручка – Много чего? (много ручек) и т.д.

В игре «Скажи наоборот» обогащается словарь из слов-антонимов.

9. Задания на внимание.

«Найдите каждой букве свой домик» (Выставляется карточка-образец с гласными буквами в геометрических фигурах, а детям предлагают карточки с разным расположением геометрических фигур, они самостоятельно выкладывают буквы в «домики» и называют цепочку из букв).

Какая буква лишняя? (Детям предлагается карточка с разными буквами, и они должны определить лишнюю букву по какому-то признаку). Например, по количеству элементов в букве; по группе принадлежности гласный-согласный.

«Какие здесь спрятаны буквы?» (Предлагается карточки с буквами способом наложения друг на друга).

12. Задания на внимание и память.

Закрыть фишками все гласные буквы на карточке. (Предлагается карточка с большим количеством разных букв и дети должны закрыть только знакомые гласные буквы).

«Сложите буквы из частей, и назови слово на эту букву» (Детям предлагаются половинки букв. Они должны собрать в целые буквы).

В конце занятия логопед оценивает работу детей на занятиях.

Литература:

1. Прокошева О.В. Система занятий по подготовке детей к обучению грамоте (1 часть). – Мурманск, 1997.

2. Прокошева О.В. Система занятий по подготовке детей к обучению грамоте (2 часть). – Мурманск, 1998.

3. Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: ЭГСИ, 1999.

Приложение: Презентация.

Автор: Петрова Ирина Юрьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МДОУ Детский сад № 156, г. Мурманск. Педагогический стаж 30 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 30)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (12)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Сивухина Елена Васильевна 23.12.2011 в 08:31

Очень интересная и достойная работа. Успехов и новых творческих идей!

Ирина Юрьевна 24.12.2011 в 02:01

Спасибо за просмотренный материал и за комментарий. Вам тоже творческих успехов. Ирина

Любовь Владимировна 04.01.2012 в 17:52

Ирина Юрьевна,такими занятиями Вы, несомненно, очень помогаете нам - учителям начальных классов.Бывает, что воспитатели искажают информацию о фонетике, и очень трудно потом переучивать детей.Вами представлена очень грамотная,целенаправленная разработка. Только хочу заметить, что в упр-ии "где живёт звук в слове" в слове НОГА два звука А. Предложенные Вами упр-ия с удовольствием использую,когда буду набирать 1 класс. ОЧЕНЬ ПРИЯТНО БЫЛО ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВАШЕЙ РАБОТОЙ!СПАСИБО!

Ирина Юрьевна 07.01.2012 в 00:46

Спаибо за просмотренный материал. Но не могу с вами согласиться, что в упражнении "Где живёт звук "А" в слове нога - один звук "А", который живёт в конце слова. В детском саду мы не изучаем алфавит, как в школе. Поэтому произносим все звуки как они произносятся. Когда проговариваем слово "НОГА", то конкретно выделяем голосом звук "А",чтобы дети услышали данный звук.
Спасибо, вам тоже творческих успехов!

Любовь Владимировна 07.01.2012 в 12:05

Вот в этом то и ошибка - произносится то звук "А". а не "О", и дети в повседневной речи так и слышат.Чтобы у будущих первоклассников не было путаницы, лучше брать для таких упражнений слова с "нейтральными" звуками - например, РУКА и т.д.

Галина Викторовна 08.01.2012 в 13:35

Наш детский сад работает по программе Васильевой, в разработке нашей программы нет в занятиях по обучению грамоте знакомств с буквами. Вы молодец, разработали такую замечательную образовательную деятельность. Думаю детям было интересно. Ставлю Вам отлично, желаю успехов в педагогической деятельности и в конкурсе. Галина Викторовна.

Любовь Владимировна 14.01.2012 в 13:29

Вот и снова Новый год!

Пусть и старым он зовется,

Вам в нём точно повезет,

А печаль вас не коснется!



Пусть же счастье и любовь

В вашей жизни будут рядом.

Пусть удача вновь и вновь,

Вас ласкает нежным взглядом!

Светлана Крюкова 15.01.2012 в 13:05

Ирина Юрьевна, Вы представили хорошее полезное занятие для детей подготовительной группы.
Хотелось бы вновь вернуться к седьмому заданию: "Определите, где живёт звук в слове...

Звук «О» – очки, кот, окно".

В слове "очки" нет звука "о", есть буква "о".
В слове "окно" - один звук "о" во втором слоге. В первом слоге - звук "а" и буква "о".

Ирина Юрьевна 22.01.2012 в 01:25

Спасибо за комментарий. У нас всегда идёт спор с учителями начальных классов о понимании звуков и букв при разборе слов. В дошкольном, у логопедов немного по другому. особенно на речевых группах. Когда идёт разбор слова или определение места звука в слове, то мы детям произносим гласные так, как они пишутся. Также мы, когда знакоим детей с согласными звуками и буквами мы произносим не так как в алфавите,например, мы называем звук "к", а в школе, изучая алфавит этот звук произносится "Ка" или звук "М" - у нас, а в школе "Эм, эн". Поэтому при определение места данного звука мы все звуки гласные произноисм так, как они пишутся.

Светлана Крюкова 22.01.2012 в 07:53

Уважаемая Ирина Юрьевна! В школе звук "к" произносится тоже "к", а вот буква "ка", звук "м", буква "эм". Элементарно! Есть ещё и мягкие согласные звуки, которые обозначают эти буквы... По-моему, расхождений быть не должно: звуки есть звуки, а буквы есть буквы, так же как белое для всех белое, чёрное - всегда чёрное!

Никитина Ева Владимировна 07.02.2012 в 23:13

Здравствуйте.
Едва начав знакомиться с вашей работой, поймала себя на мысли, что на контрасте с замечательной предыдущей работой в этой рубрике "Учимся вместе с Буратино" она вызывает много вопросов.
"А какие бывают слова?" - А по какому основанию давать ответ на это вопрос? Слова бывают, например, вежливые, английские, жаргонные, многозначные, неприятные - да мало ли какие.
"Дети озвучивают картинки, определяют и раскладывают их под символами" - Что определяют" Их длину? А какое слово считается длинным?
"А какие вы знаете звуки? (гласные и согласные)? - А ещё наверняка они знают, что звуки могут быть громкими и тихими,звуки речи и звуки природы и т.д.
В общем, нет чёткости в формулировке вопросов.
А само занятие начинается прямо с вопросов?

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:36

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!