Регистрация

Планирование занятий кружка «Песочные фантазии» в детском саду

  • 30 октября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Пояснительная записка

Сегодня игра с песком становится все более популярной в психологической, педагогической и даже в театральной практике. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих знаний в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Ф если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. К этим требованиям относится построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образования и отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Сущность индивидуального подхода заключается в умении педагога выявлять индивидуальные особенности ребенка-дошкольника, особенности его характера, интереса к окружающему миру и учитывать их в организации взаимодействия со сверстниками и взрослыми в условиях ДОО.

Стандарт направляет также на решение такой задачи, как обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей.

Необходимо широкое внедрение организованной и контролируемой познавательно-исследовательской  деятельности – дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности, поэтому кружковая деятельность по данной теме обеспечивает условия для достижения целей образовательной деятельности в соответствии ФГОС.

Основной метод в деятельности с детьми средней группы – это элементарные опыты. Опыты проводятся как отдельный вид деятельности и как часть занятия. Длительность проведения опытов зависит от формы организации работы, но не более 20 мин за один этап.

Задачи кружковой деятельности по образовательной работе для детей средней  группы дошкольного возраста

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: организовать деятельность дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе; развивать умения общаться и взаимодействовать ребенка со взрослыми и сверстниками ; развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, развивать эмоциональную отзывчивость; организовать деятельность детей по формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок к познавательно-исследовательской деятельности.

ОО «Познавательное развитие»: развивать интерес детей к познанию окружающего мира, любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность; организовать деятельность детей второй младшей  группы по формированию познавательных действий, основного целостного мировидения в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

ОО «Речевое развитие»: организовать деятельность дошкольников по формированию речи как средства общения и культуры, обогащать активный  и пассивный словарь, развивать связную, грамматически правильную речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, эстетическое отношение к окружающему миру, закреплять элементарные навыки владения изобразительными материалами.

ОО «Физическое развитие»: организовать деятельность детей средней группы дошкольного возраста по формированию элементарных норм и правил в двигательном режиме.

Время действия кружка: сентябрь 2015 – май 2016 гг.

 Количество занятий: 32 (1 раза в неделю).

 Возраст детей: 4 – 5 лет (средняя группа).

 Количество детей: 10 человек.

 Конечный результат работы:  презентация.

 Предполагаемые результаты в области образовательной работы для детей второй младшей группы дошкольного возраста

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: демонстрирует общекультурные способы деятельности, готовность к адекватному поведению в обществе сверстников и взрослых, активно вступает в контакт со сверстниками и со взрослыми, заботливое отношение к сверстникам.

ОО «Познавательное развитие»: проявляет интерес к познанию окружающего мира, применяет разные способы познавательно-исследовательской деятельности, ставит новые вопросы и пытается искать самостоятельно на них ответы.

ОО «Речевое развитие»: использует в различные термины, умеет грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умеет задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: с удовольствием участвует  в изобразительной деятельности.

ОО «Физическое развитие»: проявляет двигательную активность, физические качества в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Перспективное планирование работы кружка «Песочные фантазии»

Дата

Тема

Содержание

Сентябрь

1. «В гости к песочному человеку».

Познакомить детей с центром песка и воды, правилами поведения в нем. Развивать представления детей средней группы о разнообразии окружающего мира. Снизить психофизическое напряжение (стр 52).

2. «Песчинки и поссыпалки».

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок, что сухой песок может сыпаться (стр 142).

3. «Путешествие в волшебную страну».

Закрепить правила поведения в центре песка и воды, продолжить работу над развитием творческой активности, развивать чувства товарищества и взаимопомощи (стр 55).

4.  «Дружба песка и воды».

 

Побуждать детей налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, вспомнить особенности песка и воды (стр 57).

Октябрь

 

5. «Поможем Айболиту вылечить медвежат».

Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им. Учить пользоваться пластмассовыми формочками (в виде фруктов), правильно заполнять формочки песком (стр 58).

6. «Опыты с воздухом и водой».

Дать знания о неживой природе (о воздухе) через опыты как элемент экологического образования, развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности (стр 59).

7. «Победитель злости».

Научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение (стр 61).

8. «Путешествие в Африку».

Воспитывать любовь к животным и природе, чувство сочувствия и переживания, развивать мышление, фантазию, обогащать словарный запас, расширять представления о животных (стр 63).

Ноябрь

9. «Морская история»

Закрепить понятия о свойствах предметов, развивать логическое мышление (стр 65).

10. «Волшебное царство».

Закрепить свойства песка. Развивать логическое мышление, учить самостоятельно делать выводы, развивать фантазию, воображение (стр 66).

11. «Что плавает? Что тонет?»

Закрепить у детей понятие о свойствах предметов. Развивать логическое мышление. Учить самостоятельно делать выводы. (стр 67).

12. «Черепашье гнездо»

Дать детям представление о том, как появляются черепахи. Уметь пользоваться планом-схемой, уметь работать с условной меркой; закреплять умение ориентироваться в пространстве. Развивать чувство товарищества, умение работать в коллективе, развивать мелкую моторику кистей рук (стр 70).

Декабрь

13. «Поливаем цветы».

Дать детям представление о том, какое большое значение имеет вода в жизни растений, развивать логическое мышление, учить работать вместе со сверстниками, развивать мелкую моторику рук (стр 71).

14. «Удивительное путешествие на пароходах».

Закрепить знания о свойствах предметов (тонет, не тонет), познакомить работой водолаза, учить перевоплощаться в различные образы, играть дружно (стр 72).

15. «Летняя история».

В игровой форме познакомить детей с некоторыми правилами поведения на отдыхе, у воды. Приучать детей нести ответственность за сохранение собственной жизни, быть осторожными (стр 75).

16. «Игра-развлечение с песком и водой».

Доставлять детям радость, создать хорошее настроение. Развивать фантазию, мелкую моторику рук ( стр 77).

Январь

 

 

 

 

 

 

 

17. «Поиски клада».

 

Продолжать знакомить с картой, дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области Земли, которые отличаются природными условиями и обозначаются на карте. Развивать у детей внимание, наблюдательность, мышление; умение сопоставлять и делать выводы. Продолжать развивать путем лепки из песка умение передавать строение тела животных, соотношение пропорций и частей тела. Развивать творчество, воображение. Воспитывать аккуратность пи выполнении заданий (стр 81).

18. «Опыты с водой».

«Что растворяется в воде?».

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ (стр 173).

19. Развлечение «В гостях у фокусника».

Доставлять детям радость, создать хорошее настроение. Развивать фантазию, мелкую моторику рук (стр 174).

Апрель
«Волны и буря»

Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.

«Посадим дерево»

Побуждать  сравнению свойств песка, глины, камня с водой, особенности влияния воды на свойства.

«Где вода?»

Продолжать знакомить со свойствами воды.

«Волшебный

материал».

Дать представления о том, как образуется перегной.

Май

«Песок может двигаться, а глина нет».

Закрепить понятия о свойствах предметов, развивать логическое мышление

«Что рыхлое, а что нет».

Закрепить свойства песка и глины. Развивать логическое мышление, учить самостоятельно делать выводы, развивать фантазию, воображение.

«Загадочные пузыри».

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха вокруг нас.

«Качества воздуха».

Дать представления о том, что в разных условиях воздух неодинаковы, в некоторых условиях воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым из трубы, душное помещение, пары ядовитых веществ).

Краткосрочный проект для детей средней группы дошкольного возраста «Вода  ­ какая она?»

Цель: формирование представлений о свойствах воды.

Задачи: вызвать интерес к поисковой деятельности. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире. Активизировать творческое мышление детей. Выявить свойства воды. Развить наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. Познакомить составом воды (кислород).

Сроки реализации: месяц.

План реализации проекта «Вода ­ какая она?»

Совместная деятельность

Задачи

Ожидаемый результат

Прозрачная вода

Подвести к обобщению «чистая вода ­ прозрачная», «грязная вода непрозрачная», познакомить с понятием «вода отстаивается».

Называют некоторые свойства воды. Отмечают, что вода прозрачная.

Окрашивание воды.

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при перемешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Понимание того, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, что при перемешивании краска растворится быстрее, чем произвольно.

Вода принимает форму.

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в которой она налита.

Понимают, что вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита.

Вода бывает теплой, холодной и горячей.

Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

В водоемах вода бывает разной температуры, а значит в них живут разные растения и животные.

Чем дышат рыбы в воде?

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде пузырьков. Кислород нужен тем, кто живет в воде.

Тонет ­ не тонет.

Познакомить с тем, что вода имеет свой вес. Показать детям, какие предметы тяжелее воды, а какие легче.

Точно называют, какой предмет тонет, а какой плавает. Понимают, что вода имеет вес.

Вопросы для диагностики детей среднего дошкольного возраста

1. Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и тд).

2. Знают о том, что вода не имеет вес, какие предметы легче, какие тяжелее воды.

3. Знают о том, что вода не имеет запаха, цвета и формы.

4. Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород.

5. Знают о том, что краска растворяется в воде.

6. Знают о том, что вода окрашивается.

7. Имеют представления о том, что вода отстаивается.

Диагностика в процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности детей.

Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умение видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Имя ребенка

Продуктив-ность (общее количество заданных вопросов)

Количество вопросов высокого уровня

Количество абсурдных вопросов

Выполнение по образцу,

под руковод-ством

Самостоя-тельное придумыва-ние,

выполнение

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

Низкий уровень

 

 

 

 

 

Средний уровень

 

 

 

 

 

Высокий уровень

 

 

 

 

 

 

Динамика развития любознательности (исследовательской активности) в форме постановки вопросов на начало и конец года.

Показатели

Начало года

Конец года

Продуктивность

 

 

Количество вопросов высокого уровня

 

 

Количество абсурдных вопросов

 

 

Выполнение под руководством

   

Самостоятельно выполнение

   

Используемая литература:

1. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н.В.Нищева.— СПб.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013.—304с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003.

Автор: Ичанкина Надежда Владимировна, воспитатель МБДОУ №242 г. Ульяновска.

3.3 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Никитина Ева Владимировна 04.11.2015 в 17:35

Надежда Владимировна, на сайте МААМ вы разместили план работы для детей второй младшей группы, из чего я делаю вывод, что вы уже второй года проводите кружковую работу. Вот только почему запланированные опыты на 62 % (согласно программе Антиплагиат) совпадают с тем, что вы планируете и на этот год? Они оказались трудными? Дети продемонстрировали малую динамику? Куда из плана пропали февраль и март? Почему нет фотографий или другого подтверждения проведённой работы. Почему ваша работа называется "Песочные фантазии" и при этом значительная часть опытов проводится водой? И главный вопрос: в чём ваша инновация? Для практической значимости не хватает содержания опытов. Извините за напористость, но, когда просматриваешь много работ, хочется из них что-то новое почерпнуть или увидеть, что планируемое замечательно реализуется.

Галина Павловна 07.11.2015 в 20:35

Уважаемая Надежда Владимировна! Спасибо Вам за участие в конкурсе. Соглашусь с коллегой, что назвать кружок лучше было бы, например так: "Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду". Реализован ли проект не понятно по Вашему представленному материалу.

Адамбаева Людмила Анатольевна 16.11.2015 в 16:18

Добрый вечер, Надежда Владимировна. Начав знакомство с Вашим материалом и прочитав первые строчки, я была заинтригована. Терапия песком - это действительно очень здорово и красиво. Далее упомянут ФГОС дошкольного образования и его направленность на персонификацию образовательного процесса. А далее - различные Программы образовательной деятельности и современные технологии, в частности, проектный метод обучения. Но Вы углубились в опытно - исследовательскую деятельность. Почитала - не увидела логики. Потом поняла, что речь идет о программе кружковой деятельности. Но вот название сама самостоятельно определить не смогла. Напомню, что структура рабочей программы педагога имеет определенную логичность. Планирование деятельности детей по реализации программы в большей степени обеспечивает знакомство с окружающим миром, предметами, действительностью. В программе кружковой деятельности пропали два месяца. Очень интересна разработанная Вами методика выявления динамики познавательно-исследовательской деятельности детей. Я предполагаю, что это только педагогическое наблюдение. Хотя, мне несколько непонятно, что включено в критерий "самостоятельное придумывание, выполнение" или "выполнение по образцу". Да вот и по поводу "абсурдных вопросов"... Я поняла, что идеи у Вас есть и Вы готовы их реализовывать. И это у Вас получается. Думаю, Вам, Надежда Владимировна, необходима профессиональная помощь методиста в плане разработки основополагающих для педагога документов. И тогда Ваше творчество будет подкреплено умением профессионально четко изложить все позиции и направления деятельности в текстовом варианте. Удачи в конкурсе.

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:42

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!