Регистрация

«В осеннем лесу»: интегрированное занятие с элементами логоритмики

  • 2 октября 2014

Современные стандарты предъявляют определённые требования к результатам реализации образовательной программы ДОУ. В частности, выпускник дошкольного образовательного учреждения должен владеть речью как средством общения, то есть все структурные компоненты речи должны соответствовать условно-возрастной норме. Но большинство детей, поступающих в ДОУ, имеет проблемы в речевом развитии. Помимо звукопроизношения, лексики, связной речи страдают голосовые функции (сила, высота голоса), имеются нарушения темпа, мелодико-интонационной стороны речи, речевого дыхания.

Работа в ДОУ предполагает интеграцию образовательных областей. Поэтому работа по коррекции речи, в частности просодической стороны, осуществляется в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем. Совместно подбираются голосовые игры, музыкальный материал, музыкально-ритмические игры с учётом изучаемой лексической темы. Также при подготовке театральных постановок совместно отрабатывается интонационная сторона той или иной роли, её выразительное исполнение. Итог работы показывается родителям, а также детям из других групп.

Цель занятия: Развитие музыкально-коммуникативного кругозора детей, обогащение их разнообразными впечатлениями за счёт средств интеграции содержания различных образовательных областей.

Задачи занятия:

1. Образовательные:

  • Активизировать, закреплять словарь по теме (имена прилагательные).
  • Совершенствовать навык словообразования (образование имён прилагательных от имён существительных).
  • Совершенствовать умение детей пользоваться монологической и диалогической речью.
  • Закреплять знания детей о явлениях в природе.
  • Совершенствовать умение подбирать однокоренные слова к заданному.
  • Закреплять навык словоизменения (согласование порядковых числительных с существительными).
  • Развивать вокально-хоровые навыки.
  • Развивать слуховое восприятие.
  • Вызвать эмоциональную и двигательную активность.
  • Создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых в музыкально-коммуникативной деятельности.

2. Коррекционные:

  • Совершенствовать умение детей изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр.
  • Совершенствовать умение воспринимать, различать и воспроизводить различные ритмические рисунки.
  • Совершенствовать умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
  • Совершенствовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
  • Совершенствовать неречевое дыхание.
  • Совершенствовать умение координировать движения со словом, способствуя речевому развитию детей.
  • Развивать общую и мелкую моторные сферы.

3. Воспитательные: Прививать детям любовь и бережное отношение к родной природе.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Ребята, эти стихи об осени написал Иван Бунин. Осень – очень красивое время года, и сегодня мы отправляемся на прогулку полюбоваться осенним лесом. Но чтобы не заблудиться, давайте позовём Осень. Ведь она хозяйка в осеннем лесу, она и покажет нам дорогу.

Дети зовут Осень.

Закличка. Автор И.Суриков

Осень, осень, в гости просим.
Осень, осень, погости недель восемь
С высокими хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Осень (входит). Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?

Дети. Здравствуй, Осень.

Ведущий. Здравствуй, Осень. Конечно, ребята узнали тебя. И сейчас споют о тебе песню.

Песня «Осень», муз. А.Арутюнова, сл. В.Семернина.

Осень. Какая замечательная песня. Я хочу пригласить вас в гости в своё царство. Но сначала нужно потеплее одеться. Давайте вспомним, какую одежду люди носят осенью? (пальто, куртки, шапки). Это демисезонная одежда. Давайте повторим это слово.

Осень. А на ноги мы наденем тёплую обувь. Сейчас мы споём маленькую песенку, а я вам буду показывать, высоким голосом мы поём или низким.

Игра. Наденем на ножки тёплые сапожки, А маленькой Иринке – красные ботинки. (Первая половина фразы поётся высоким голосом, а вторая – низким; показ высоты звука руками).

Осень. Ну что, мы готовы к путешествию. А попасть в осенний лес нам поможет ветер. Ребята, а какой ветер бывает осенью? (сильный, холодный, порывистый и т.д.)

Музыкальный руководитель. Правильно. И песенка у каждого ветра своя. Давайте, мы сейчас изобразим ветер (по схемам дети производят то длинный выдох с использованием голоса на одной ноте, то несколько коротких и т.д.)

Осень. Какие вы молодцы. Ну что, полетели? (Под музыку дети изображают полёт, кружатся).

Осень. Вот мы с вами и в осеннем лесу. Добро пожаловать. Посмотрите, как красиво вокруг. Я разукрасила листья в разные цвета. В какие? (Вжёлтые, оранжевые, красные).

Осень. А если листья разных цветов, значит они… (разноцветные). Правильно. А как можно по-другому сказать:

лист берёзы – … (берёзовый лист)
лист осины – …
лист дуба – …
лист клёна – …

Давайте мы превратимся в ветерки и поиграем с листочками. (Дети кладут на ладонь листочек, делают вдох носом, а на выдохе сдувают лист с ладони).

Ведущий. Осень, а ребята знают танец с листьями. Танец с листьями.

Танец с листьями.

Осень. Какой замечательный танец. Друзья, а вы знаете, как называется такое явление, когда с деревьев опадают листья?

Распевка «Листики летят». Автор М.Сидорова.

Листики летят – это листопад.
Мы их соберём – маме отнесём.

Дети показывают звуковысотное направление мелодии.

Осень. Правильно. Ребята. Давайте мы с вами сыграем в игру, которая так и называется «Листопад».

Игра.

Листопад, листопад, (покачивание с одной ноги на другую, руки подняты, движения руками влево и вправо)
Листья жёлтые летят, (опускаем руки, совершая при этом волнообразные движения)
Покружились, покружились, (кружимся на месте)
И на землю опустились (медленно опускаемся на коврик).

Осень. Ой, ребята, а что это за шум? Кто-то к нам спешит (под музыку вбегает зайчик с корзинкой).

Заяц. Здравствуйте, ребята.

Дети. Здравствуй, зайчик.

Осень. Куда ты скачешь?

Заяц. Я хожу по лесу и грибы собираю, на зиму запасаю.

Осень. А мы с ребятами знаем про тебя игру. Вот послушай.

Игра для пальчиков.

Зайка по лесу гулял (указательным и средним пальцем изображаем уши зайца)
И грибочки собирал (одна рука сжата в кулачок, изображает ножку гриба, вторая рука изображает шляпку):
Две волнушки, три лисички, пять груздей и шесть опят (поочерёдно загибаем пальцы).
Все грибы – как на картинке, (ладонями изображаем рамку картины)
И зайчонок очень рад (указательные пальцы – на щёки, на лице – улыбка).

Заяц. Мне понравилась ваша игра. Осень, а ребята смогут сосчитать, сколько я собрал грибов?

Осень. Конечно. (Дети хором считают: один гриб, два гриба…)

Осень. Ребята, а давайте вспомним, какие слова «живут» в семье слова «ГРИБ» (подбор однокоренных слов – грибок, грибной, грибник, грибница, грибочек).

Заяц. Какие вы молодцы, ребята. Ну, мне пора бежать. До свидания (заяц убегает).

Слышится музыка дождя.

Осень. Вот и дождик начался. А давайте ему прочитаем стихи.

Дождик, дождик, поливай, (поднимаем руки вверх)
Будет хлеба каравай (протягиваем руки вперёд).
Дождик, дождик, припусти – (поднимаем руки вверх)
Дай капусте подрасти (приседаем, опускаем руки вниз).
Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! (Изображаем, как на ладошку капают капли)
Только нас не замочи, (грозим пальцем)
Зря в окошко не стучи! (изображаем стук кулачком)

Музыкальная игра

Музыкальный руководитель. А ведь у дождя бывают разные песенки. И мы с ребятами сейчас их изобразим (музыкальный руководитель играет на металлофоне ритмический рисунок, дети воспроизводят его на металлофонах).

Осень. Ой, а кто это там под дождём? Да это же сороконожки.

Музыкальная игра «Сороконожка».

Музыкальная игра «Сороконожка»

Осень. Друзья, наша прогулка подошла к концу. Мы сегодня полюбовались осенним лесом, встретились с зайкой, поиграли. А сейчас мне пора в свои владения. Не забывайте обо мне, и я обязательно вернусь в следующем году. До свидания (дети прощаются с Осенью).

Список литературы:

  • Боровик Т.А. Речевые игры на музыкальном занятии. //Дошкольное воспитание. №5, 1998.
  • Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
  • Власова Т.М., Пфафендоурт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1989.
  • Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Подготовительная группа. – С.-Пб., 2009.
  • Колокольчик– С. – Пб., 2003. – №30.
  • Музыкальный руководитель. – 2007. – №5.
  • http://ilibrary.ru/text/1489/p.1/index.html
  • http://stranakids.ru/stihi-pro-osen-dlja-malyshej/2/
  • http://www.worldofnature.ru/vse-obo-vsem?view=tales2&id=247

Автор: Елена Викторовна Созыкина, музыкальный руководитель, Людмила Анатольевна Соловьёва, учитель-логопед, МАДОУ №428, г. Екатеринбург, Свердловская область.

5 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 30)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Петровна 03.10.2014 в 23:20

Елена Викторовна, замечательное интегрированное занятие с элементами логоритмики, 5!

Людмила Анатольевна Соловьёва 06.10.2014 в 15:25

Благодарю Вас, Елена Петровна, за высокую оценку!

Анастасия Никитична 08.10.2014 в 12:15

Уважаемые коллеги.Интересное занятие.Прекрасный вариант интеграции образовательных областей и взаимодействия специалистов ДОУ.Желаю успехов в вашей работе

Людмила Анатольевна Соловьёва 08.10.2014 в 19:42

Уважаемая Анастасия Никитина! Спасибо за добрые слова.

Юлия Сергеевна 10.10.2014 в 22:30

Уважаемые педагоги, Вы подготовили очень увлекательный сценарий "осеннего" занятия с детьми. Судя по фотографиям, все получают от него большое удовольствие! А вообще, прекрасно, что удалось все занятие провести в режиме многозадачности и для детей, и для педагогов. Желаю дальнейших успехов в работе и вдохновения!

Людмила Анатольевна Соловьёва 11.10.2014 в 09:15

Спасибо Вам, Юлия, за положительную оценку нашей совместной работы.

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 09:56

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!