Регистрация

Программа «Я познаю мир» для детей дошкольного возраста

  • 15 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Колоссальная роль в процессе формирования отношения к миру у детей принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у нас, взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств. Процесс формирования отношения к чему-либо – скрытый процесс, пока идет непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в результате. Истинное отношение проявляется только в действиях и поступках человека.

Поэтому в работе с детьми важно помнить следующее: чем бы мы ни занимались с ними, о чем бы ни рассказывали им, что бы мы ни развивали в них – всегда и везде интенсивно, помимо нашей с вами воли, идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем. И, в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем направит ребенок свои знания и развитые способности: на созидание или на расточительство и разрушение.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Познавательное развитие дошкольника охватывает все его компоненты, все они неразрывно связаны между собой. Причем приоритет взрослый отдает формированию эмоционально-чувственного опыта как наиболее соответствующего.

Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном познании окружающего мира, поэтому развитие познавательной сферы является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Детей 3-5 лет часто называют «почемучками», и именно этот возраст является сенситивным периодом для развития познавательных способностей у детей, расширения кругозора и знаний об окружающем мире. Считаем, в связи с вышеизложенным, что в возрасте «почемучек» у детей необходимо удовлетворять любознательность, для того, чтобы не погас интерес к познанию окружающего мира.

Дополнительные занятия по познавательному развитию дают возможность больше внимания и времени уделять данному направлению в работе с детьми. Учитывая мнение ученых, и опираясь на личный опыт, я пришла к выводу, что именно ознакомление детей с окружающим будет наиболее эффективным и позволит мне достичь поставленной цели в познавательном развитии ребенка.

Программа «Я познаю мир» для детей дошкольного возраста

Основной целью программы дополнительного образования «Я познаю мир» является развитие познавательных способностей через знакомство детей с миром природы и человека.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Развитие кругозора и любознательности у детей.

2. Формирование элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

3. Развитие познавательного интереса к миру природы и окружающей среде.

4. Воспитание гуманного, эмоционального, бережного, заботливого отношения к природе и окружающему миру.

5. Формирование экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребенка.

6. Способствовать развитию психических процессов, а также способов умственной деятельности.

7. Привлекать детей к творческой деятельности, развивать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству.

8. Содействовать развитию художественных способностей ребенка.

Данная программа расчитана на младший и средний дошкольный возраст. При разработке содержания, мы руководствовались тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес.

Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека – многоплановость и разнообразие видов деятельности.

Аппликация – один из видов художественной деятельности, для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложения их на фон и закрепление, особенно подходит для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть основана на активном взаимодействии с различными предметами.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, получают возможность творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающем миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные панно, декорации для настольного театра, элементы убранства к развлечениям, украшения для группы и детского сада, подарки младшим детям и родителям.

Работа по познавательному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста проводится по двум направлениям – ознакомление детей с окружающим миром, взаимодействие с родителями.

Ознакомление детей с окружающим миром осуществляется по следующим разделам: «Рядом с природой», «Я – человек», «Познавая я – творю», «Делу – время, потехе – час».

Вся работа по познавательному развитию детей организована и проводится с учетом возрастных особенностей детей, методологических принципов, а также осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, познавательно – исследовательской, продуктивной).

Основная форма организации детей – групповая, подгрупповая. Количество детей в группе 8 – 10 человек.

Литература:
1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1992. - 98 с.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко.- 2-е изд., - М.: Просвещение, 1991.- 134 с.
3. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986. - 174 с.
4. Годовикова, Д. Формирование познавательной активности / Д. Годовикова / / Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 28 - 31.
5. Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 4 - 5 лет. Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» / Т.И. Гризик. - М.,1997 - 140 с.
6. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. -1998. - № 10. - С.12 -14.
7. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко. - М.:
Знание, 1994. - 124 с.
8. Зацепина, М.Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 73 с.
9. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева. - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 1983. - 207 с.
10. Лучич, М.В. Детям о природе; книга для воспит. дет. сада / М.В. Лучич. -М.: Просвещение, 1989. -143 с.
11. Максаков, А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. -176 с.
12. Мариничева, О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия Развития, 1997. - 224 с.
13. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 216 с.
14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1986. - 174 с.
15. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическая культура. 1998. - №1.
16. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 263 с. 17. Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: природоведение / Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. - Ярославль: Ак. развития, 2006. - 168 с.
18. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.: Лань, 1997. - 47 с.

Презентация «Я познаю мир».

Автор: Томарева Лариса Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад № 114 комбинированного вида города Тюмени. Стаж работы 13 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 30)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (12)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Ивановна 15.02.2014 в 16:29

Спасибо за опыт работы, Лариса Васильевна! 5.

Олеся Викторовна 15.02.2014 в 17:03

Уважаемая Лариса Васильевна.Работа интересная. Ознакомление с окружающим миром одно из важнейших направлений в работе с малышами. Но прграммой, извините, вашу работу назвать трудно. Программа состоит не только из целей, задач и направлений. Поэтому, необходима доработка. Спасибо за участие в конкурсе. Удачи!

Томарева Лариса 16.02.2014 в 08:58

Олеся Викторовна, к сожалению при загрузке материала есть ограничения по количеству знаков в работе, поэтому я выбрала действительно пояснительную записку с целями и задачами, а объем работы большой

Ануфриева Ирина Викторовна 15.02.2014 в 17:44

Уважаемая Лариса Васильевна, спасибо за участие в конкурсе! Как я вас поняла, вы заявляете о программе кружка. Жаль, что вы её не представили: пояснительная записка, тематическое планирование, формы и режим занятий, ожидаемые результаты и т.д. А фотографии детей – замечательные! Удачи вам!

Томарева Лариса 16.02.2014 в 09:01

Да, Ирина Викторовна, это программа кружка для детей второй младшей и средней группы, рассчитанная на два года

Наталья Петровна 15.02.2014 в 18:14

Уважаемая Лариса Васильевна, а я не поняла почему ж вы так оборвали описание своей программы? И вдруг написали про аппликацию и только про неё? А хотелось бы изучить опыт работы по данному направлению.

Томарева Лариса 16.02.2014 в 09:34

Наталья, работа принимается в виде статьи с ограниченным количеством знаков, к сожалению, весь объем программы я не смогла разместить, она более 20 страниц, а в виде презентации она только в том виде что я выложила на сайт. А про аппликацию написала, потому что программа написана таким образом, что сначала мы с детьми знакомимся с чем-то, а затем выполняем аппликацию ( Например: тема "Как звери готовятся к зиме", затем тема аппликация "Зайчик в лесу")

Наталья Петровна 16.02.2014 в 11:20

Лариса Васильевна, вы заблуждаетесь. Текст с ограниченным количеством знаков -это который вставляется непосредственно в "Редактор", вступление, так называемое, перед приложениями. А в приложениях, которые у вас в Word-документах -можно прикладывать хоть 100 листов текста. Вы же их помещаете в разных хранилищах DocMe, Calameo и т.п., а потом даёте ссылку. Почитайте внимательнее положение о конкурсе. Удачи на будущее!

Цырен-Жаб Доржиевна 19.02.2014 в 14:41

Уважаемая Лариса Васильевна, посмотрела вашу работу, считаю, что требуется методическая доработка, не увидела инновации. Удачи вам!

Ольга Николаевна 21.02.2014 в 14:38

Уважаемая Лариса Васильевна, спасибо за участие в конкурсе! Пояснительная записка к программе составлена довольно грамотно. Тематическое планирование, формы и режим занятий описаны, прописаны ожидаемые результаты, отсутствует содержательная часть, что препятствует полному восприятию материала. Удачи в конкурсе!

Светлана 24.02.2014 в 17:11

Удачи вам, Лариса Васильевна.

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 10:43

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!