Регистрация

«Развитие мелкой моторики как основа развития речи детей 3 года жизни»

  • 5 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

 

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. Именно в этом возрасте закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности.

Главное приобретение раннего возраста – это речь. К 3 годам ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Потребность в предмете и действиях с ним побуждает ребёнка назвать предмет словом. В процессе предметной деятельности у ребёнка так же развивается крупная и мелкая моторика рук. Поэтому, на протяжении всего раннего детства чётко выступает зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции.

Очень важно понимать, что развитие ручной умелости у малыша требует специального подхода. Для того чтобы малыш мог полноценно развиваться, ему необходима такая среда, которая позволит в полной мере задействовать все возможности растущего человека. Поэтому анализируя Программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, постаралась создать для детей необходимую предметно-игровую среду.

Организовала сенсомоторный центр. Выбрала удобное место для доступа детей, подобрала разнообразный материал, который меняется в зависимости от потребности и тематики. Действуя с предметами, ребёнок учится открывать и закрывать баночки, коробки, собирать и разбирать игрушки, нанизывать кольца на стержень. Игры со шнурками, пуговицами, липучками тоже хорошо развивают мелкую моторику. Для этого изготовила дидактические коврики «Дом», «Машина», «Гусеница».

В центре экспериментирования использую предметы, различающиеся размером, формой, объёмом, текстурой, весом. Большим интересом у детей пользуются игры с крупой «Покормим птичек», «Разложи по тарелочкам», «Найди игрушку», «Бассейн для пальчиков». Занятия с различными видами круп развивают осязание у детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.

Большой интерес вызывают игры в центре воды и песка. Дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, узнают, что песок можно пересыпать, в него можно закапывать предметы и откапывать их. Кроме того, действия с песком и водой производят терапевтический эффект – снимают повышенную возбужденность и успокаивают.

В центре изодеятельности подобрала необходимый материал для детского творчества. Рисование пальчиковыми красками, раскрашивание цветными карандашами, обводка трафаретов, лепка из пластилина и теста так же способствует развитию мелкой моторики. При создании пластилиновых картин использую различные мелкие предметы: камушки, ракушки, бусинки, пуговицы, ставить отпечатки формочками для песка или печенья.

Сложным периодом для детей раннего возраста является адаптация. Игры с бумагой помогут ребёнку успешно пройти адаптацию к детскому саду. Дети любят мять, комкать, сосредоточенно рвать на мелкие кусочки салфетки или бумагу. Благодаря этим играм развивается устойчивость внимания, пальцы малыша становятся гибкими, умелыми, послушными.

Хорошо помогают в развитии мелкой моторики и активизации речи всеми любимые народные игры с пальчиками: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Идёт коза рогатая». В ходе пальчиковых игр у детей вырабатывается ловкость, умение концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В своей работе использую аудиозаписи И.Железновой «Пальчиковые песенки-игры». Эти игры создают у ребёнка хорошее настроение, доставляют удовольствие.

Наблюдения показали, что регулярное проведение игр способствует быстрому развитию речи, формирует положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, помогают ребёнку стать самостоятельным и уверенным в себе.

Список литературы:

1. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина Наши пальчики играют. – СПб: Паритет, 2005.

2. Е.Шарикова Пальчиковые игры. – М: Стрекоза, 2010.

3. И.А. Ермакова Развиваем мелкую моторику у малышей – СПб: Литера, 2008.

4. Е.А. Янушко Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М: Мозайка-Синтез, 2007.

Развитие мелкой моторики 

Автор: Якущенко Наталья Степановна, воспитатель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 61, д/с № 118 «Родничок» г. Магнитогорска. Педагогический стаж 20 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Татьяна Владимировна 06.02.2014 в 09:51

Наталья Степановна, спасибо, что поделились опытом работы! Есть что взять на заметку. 5

Олеся Викторовна 08.02.2014 в 19:35

Уважаемая Наталья Степановна! Спасибо за работу, У вас замечательный сенсомоторный центр. Довольно много дидактических пособий. Думаю, занятия проходят интересно. Удачи!

Ануфриева Ирина Викторовна 10.02.2014 в 02:19

Уважаемая Наталья Степановна! Полностью с вами согласна, что развитие мелкой моторики нужно начинать с организации предметно-игровой среды. Спасибо за опыт работы в данном направлении, за интересные Приложения. Удачи вам!

Вера Викторовна 10.02.2014 в 02:22

Наталья Степановна, получите 5 за богатый опыт работы. классные фото ребятишек

Светлана 15.02.2014 в 08:10

Спасибо за хороший практический материал! Удачи и успехов!!!

Людмила Анатольевна Соловьёва 16.02.2014 в 16:19

Уважаемая Наталья Степановна!Как учитель-логопед могу сказать. что Вы затронули очень актуальную тему. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в коре ГМ. Чем раньше с детьми будет проводиться подобная работа, тем лучше будет состояние их речи в будущем. Вам моя 5.

Татьяна 18.02.2014 в 20:05

Спасибо за отличный практический материал! Удачи и успехов!!!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 10:48

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!