Регистрация

Игровое пособие «Артикуляционная гимнастика со Звукознайкой»

  • 3 июля 2013

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью всей логопедической работы. Цель гимнастики – формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною изготовлено и апробировано игровое пособие «Артикуляционная гимнастика со Звукознайкой».

Успешное использование игрового пособия при выполнении артикуляционной гимнастики позволяет достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.

Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений:

  • статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы;
  • динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

Выполняя упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимыедля произношения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживатьсяследующих рекомендаций: перед выполнением артикуляционных упражнений используются упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.

Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных стандартов.

Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей. Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.

М.Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнееовладеть артикуляционной гимнастикой.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционныхгимнастик. Это и «Сказки о Веселом Язычке» Е. Карельской, и «Артикуляционнаягимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н.Нищевой, и «Гимнастика для развития речи» Е. Косиновой, и много других.

Авторы данных пособий предлагают проводить артикуляционную гимнастику всопровождении стихотворных текстов или на основе сказочного сюжета. Применение данных методик позволяет оптимизировать логопедическую работупо формированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки иобыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений мною изготовлено и апробировано игровое пособие «Артикуляционная гимнастика соЗвукознайкой».

Пособие изготовлено на основе содержания книги З.А. Репиной иВ.И. Буйко «Уроки логопедии». Оно состоит из стенда размером 120*40 см икартинок символов для всех артикуляционных упражнений. Имеется картотека сописанием всех упражнений и методическими рекомендациями по их выполнению.

Приложение № 2: Презентация.

Автор: Шушкова Галина Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад №24 «Золушка», с. Ряженое, Ростовская область, I квалификационная категория, стаж педагогической работы - 19 лет.

4 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 16)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Татьяна Александровна 09.09.2013 в 19:54

Галина Николаевна, мне очень понравилось Ваше пособие. Артикуляционная гимнастика с героем Звукознайкой разнообразит и позволяет сделать занятие более интересным. Действия с картинками увлекает воспитанников и облегчает процесс коррекционной работы. Возьму себе на заметку. Спасибо! +5!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 10:55

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!