Главная страница » Для педагогов » Раздел «Детский сад» » Рубрика «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Дидактическая игра как средство развития связной речи в подготовительной к школе группе

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития, поэтому перед воспитателями и родителями остро стоит задача – помочь детям дошкольного возраста овладеть связной речью, речью полноценного обучения и дальнейшего обучения в школе. Актуальность данной работы обусловлена проблемой развития речи и понимания у детей дошкольного возраста.

На занятиях по развитию речи дети сталкиваются с различными по значению словами: с синонимами, антонимами, поэтому воспитателю необходимо постоянно помнить, что правильность высказывания зависит от того, насколько ребенок передает смысл выбранного слова; правильно ли он понимает смысловое значение слова и точность словоупотребления.

В связи с этим определяются следующие задачи:

  • создать условия для речевой практики;
  • обеспечить подбор дидактических игр.

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игры для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Для детей дошкольного возраста использую игровые методы обучения, так они знакомятся со свойствами и качествами окружающих предметов. Дети играют в различные развивающие игры: дидактические, словесные, театрализованные и др.

Игры – занятия направлены на стимулирование речевой функции, речевого общения, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая решать задачи активации, уточнения той или иной грамматической формы. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания и игровых действий.

Дидактическая игра, представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Использование познавательной дидактической игры дает возможность работать с разными видами значения слова (понятийными, ситуативными, эмоциональными). Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты – слова, предложения и т.д. Например, при изучении темы «Прилагательное» используются игровые приемы, с помощью которых закрепляют следующие понятия «цвет», «форма», «размер». При этом внимание детей направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы.

В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребенка – любое знание, которое дает дидактическая игра, усваивается ребенком в словесной форме. В дидактических играх дошкольники с интересом выполняют сложные задания, такие как составление сложных предложений с опорой на наглядный материал по словесным указаниям. При работе с предложением ребенок приобретает навыки развертывания, распространения, способность перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации.

В дидактических играх на развитие навыков связной речи необходимо обращать внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по-разному. В играх на составление предложений, необходимо добиваться лучшей конструкции фразы в процессе рассказывания.

У ребенка дошкольного возраста наблюдаются сложные формы мыслительной деятельности. Ребенок интересуется не только содержанием услышанной речи, но и языковыми формами выражения мыслей, суждений, впечатлений. Установлено, что дети этого возраста, опираясь на опыт, накопленный в предыдущих группах, способны выполнять достаточно сложные речевые задания. Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи по обучению навыкам связной речи могут эффективно решаться в ходе дидактических игр. 

Приложение: Фотографии.

Список использованной литературы:

  1. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 6. М. Педагогика. 1980. 512 с.
  2. Горева Е.В. Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Сборники конференций «Социосфера. № 14. 2012. С. 202 – 203.
  3. Гришвина А.В. Игрызанятия с детьми раннего возраста с нарушением умственного и речевого развития. М.: Просвещение. 1988. 93с.
  4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения / Н.К. Крупская. Т. 6. М.: 1980. – С. 163.
  5. Гришвина А.В. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М.: Просвещение, 1988.С. 4.
  6. Горева Е.В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Сборники конференций «Социосфера». № 14. 2012, С. 202.

Автор: Сенаторова Марина Михайловна, воспитатель МОУ детский сад № 376, Тракторозаводский район, г. Волгоград. Вторая квалификационная категория, стаж работы по специальности 13 лет. Участие в педагогических конкурсах, публикации в интернете.

umniska

Оценка статьи:

Просмотров статьи: 7249
Средний балл: 3,3 из 5 звезд (голосов: 3, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли с удовольствием!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями. Получите за это 5 бонусных рублей!

Комментарии ():

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Ирина Викторовна Ануфриева Ирина Викторовна Ануфриева пишет 09.02.2013 в 15:00

Уважаемая Марина Михайловна! Вы, наверное, очень старались, но, извините меня, ваша работа до конкурсной не дотягивает: очень скудный материал. Общие фразы о дидактических играх, не представлен свой опыт работы…

Ирина Владимировна Бондарева Ирина Владимировна Бондарева пишет 14.02.2013 в 18:23

Уважаемая Марина Михайловна!К сожалению, присоединяюсь к словам коллеги. Творческих успехов!

Анастасия26 Анастасия26 пишет 25.02.2013 в 14:16

Марина Михайловна, начали вы очень хорошо. Но этого маловато и игры можно было в презентации расписать. Удачи в конкурсе.

3

Другие публикации раздела «Рубрика «Познавательно-речевое развитие дошкольников»»

«Подарок ко Дню матери»: занятие в подготовительной группе

Данное мероприятие проходило в ноябре, в присутствии мам.

Просмотров статьи: 6541, комментариев: 6

Средний балл: 3,9 из 5 звезд (голосов: 7, сумма баллов: 27)

«К вопросу о формирование образной речи у дошкольников в процессе ознакомления с волшебной сказкой»

В статье представлена система работы по формированию образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой в д/с № 4 г. Белгорода.

Просмотров статьи: 2249, комментариев: 5

Средний балл: 3 из 5 звезд (голосов: 7, сумма баллов: 21)

«В осеннем лесу»: интегрированное занятие с элементами логоритмики

Для достижения максимальных результатов в работе с детьми дошкольного возраста необходимо взаимодействие всех педагогов ОУ. Представляю интегрированное занятие музыкального руководителя и учителя-логопеда в старшей группе с элементами логоритмики.

Просмотров статьи: 463, комментариев: 6

Средний балл: 5 из 5 звезд (голосов: 6, сумма баллов: 30)

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Регистрация на сайте «О детстве» даст вам много преимуществ.

Узнать, какие именно

Как получить электронные документы на публикацию?

Электронные документы на публикацию

Уважаемые авторы!

Предлагаем вам заказать электронные документы на вашу опубликованную работу.

Подробнее

Для детей

Воспитание – великое дело. Им решается участь человека. В. Белинский

Лучшие статьи недели

Все разделы

Опрос недели

Доп. занятия вашего ребенка?

Доп. занятия вашего ребенка?

  • Компьютеры
  • Школа танцев
  • Спортивная секция
  • Музыкальная школа
  • Изостудия
  • Театральная студия
  • Ничего не посещает
  • Другое

Ответить Результаты

Архив голосований

Конкурс месяца

V Всероссийский дистанционный конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Предлагаем педагогам принять участие в V Всероссийском дистанционном конкурсе «Моя педагогическая инициатива – 2014». Победителей ждут дипломы и благодарности!

Подробнее

Почтовая рассылка

Еженедельная рассылка анонсов статей и новостей портала.

Поиск по сайту

RBK Money  Visa, MasterCard, Maestro 

MySQL: 0,0577 s, 73 request(s), PHP: 0,9019 s, total: 0,9596 s, memory (average: 5,36, maximum: 7,69) , document retrieved from database.