Главная страница » Для педагогов » Раздел «Детский сад» » Рубрика «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Дидактическая игра как средство развития связной речи в подготовительной к школе группе

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития, поэтому перед воспитателями и родителями остро стоит задача – помочь детям дошкольного возраста овладеть связной речью, речью полноценного обучения и дальнейшего обучения в школе. Актуальность данной работы обусловлена проблемой развития речи и понимания у детей дошкольного возраста.

На занятиях по развитию речи дети сталкиваются с различными по значению словами: с синонимами, антонимами, поэтому воспитателю необходимо постоянно помнить, что правильность высказывания зависит от того, насколько ребенок передает смысл выбранного слова; правильно ли он понимает смысловое значение слова и точность словоупотребления.

В связи с этим определяются следующие задачи:

  • создать условия для речевой практики;
  • обеспечить подбор дидактических игр.

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игры для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Для детей дошкольного возраста использую игровые методы обучения, так они знакомятся со свойствами и качествами окружающих предметов. Дети играют в различные развивающие игры: дидактические, словесные, театрализованные и др.

Игры – занятия направлены на стимулирование речевой функции, речевого общения, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая решать задачи активации, уточнения той или иной грамматической формы. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания и игровых действий.

Дидактическая игра, представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Использование познавательной дидактической игры дает возможность работать с разными видами значения слова (понятийными, ситуативными, эмоциональными). Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты – слова, предложения и т.д. Например, при изучении темы «Прилагательное» используются игровые приемы, с помощью которых закрепляют следующие понятия «цвет», «форма», «размер». При этом внимание детей направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы.

В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребенка – любое знание, которое дает дидактическая игра, усваивается ребенком в словесной форме. В дидактических играх дошкольники с интересом выполняют сложные задания, такие как составление сложных предложений с опорой на наглядный материал по словесным указаниям. При работе с предложением ребенок приобретает навыки развертывания, распространения, способность перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации.

В дидактических играх на развитие навыков связной речи необходимо обращать внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по-разному. В играх на составление предложений, необходимо добиваться лучшей конструкции фразы в процессе рассказывания.

У ребенка дошкольного возраста наблюдаются сложные формы мыслительной деятельности. Ребенок интересуется не только содержанием услышанной речи, но и языковыми формами выражения мыслей, суждений, впечатлений. Установлено, что дети этого возраста, опираясь на опыт, накопленный в предыдущих группах, способны выполнять достаточно сложные речевые задания. Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи по обучению навыкам связной речи могут эффективно решаться в ходе дидактических игр. 

Приложение: Фотографии.

Список использованной литературы:

  1. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 6. М. Педагогика. 1980. 512 с.
  2. Горева Е.В. Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Сборники конференций «Социосфера. № 14. 2012. С. 202 – 203.
  3. Гришвина А.В. Игрызанятия с детьми раннего возраста с нарушением умственного и речевого развития. М.: Просвещение. 1988. 93с.
  4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения / Н.К. Крупская. Т. 6. М.: 1980. – С. 163.
  5. Гришвина А.В. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М.: Просвещение, 1988.С. 4.
  6. Горева Е.В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Сборники конференций «Социосфера». № 14. 2012, С. 202.

Автор: Сенаторова Марина Михайловна, воспитатель МОУ детский сад № 376, Тракторозаводский район, г. Волгоград. Вторая квалификационная категория, стаж работы по специальности 13 лет. Участие в педагогических конкурсах, публикации в интернете.

umniska

Оценка статьи:

Просмотров статьи: 6496
Средний балл: 3.3 из 5 звезд (голосов: 3, сумма баллов: 10)

Комментарии ():

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Ирина Викторовна Ануфриева Ирина Викторовна Ануфриева пишет 09.02.2013 в 15:00

Уважаемая Марина Михайловна! Вы, наверное, очень старались, но, извините меня, ваша работа до конкурсной не дотягивает: очень скудный материал. Общие фразы о дидактических играх, не представлен свой опыт работы…

Ирина Владимировна Бондарева Ирина Владимировна Бондарева пишет 14.02.2013 в 18:23

Уважаемая Марина Михайловна!К сожалению, присоединяюсь к словам коллеги. Творческих успехов!

Анастасия26 Анастасия26 пишет 25.02.2013 в 14:16

Марина Михайловна, начали вы очень хорошо. Но этого маловато и игры можно было в презентации расписать. Удачи в конкурсе.

3

Другие публикации раздела «Рубрика «Познавательно-речевое развитие дошкольников»»

«Вечер веселых и находчивых»: развлечение в ДОУ по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Обучать дошкольников правилам дорожного движения нужно в игровой форме. Игра позволяет моделировать реальные ситуации из жизни и учит ребенка принимать решение в каждой отдельной ситуации.

Просмотров статьи: 3292, комментариев: 6

Средний балл: 5 из 5 звезд (голосов: 5, сумма баллов: 25)

Проект в ДОУ «Что мы знаем о часах»

Цель проекта: развитие у детей старшего дошкольного возраста произвольности психических процессов: восприятия, памяти, внимания с учётом гендерного подхода.

Просмотров статьи: 15196, комментариев: 23

Средний балл: 4,7 из 5 звезд (голосов: 12, сумма баллов: 56)

Технология развития фонематического восприятия у детей с нарушением речи

Работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы мы условно раздели ли на шесть этапов. И работу с детьми проводим в соответствии с этапами развития.

Просмотров статьи: 5771, комментариев: 2

Средний балл: 4,7 из 5 звезд (голосов: 15, сумма баллов: 70)

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Регистрация на сайте «О детстве» даст вам много преимуществ.

Узнать, какие именно

Как сформировать вдумчивого читателя?

Для детей

Воспитание – великое дело. Им решается участь человека. В. Белинский

Лучшие статьи недели

Все разделы

Опрос недели

Доп. занятия вашего ребенка?

Доп. занятия вашего ребенка?

  • Компьютеры
  • Школа танцев
  • Спортивная секция
  • Музыкальная школа
  • Изостудия
  • Театральная студия
  • Ничего не посещает
  • Другое

Ответить Результаты

Архив голосований

Конкурс месяца

IV Всероссийский дистанционный конкурс «Педагогический альбом»

Предлагаем школьникам и педагогам принять участие в IV Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием «Педагогический альбом – 2014». Победителей ждут дипломы и благодарности!

Подробнее

Почтовая рассылка

Еженедельная рассылка анонсов статей и новостей портала.

Поиск по сайту

RBK Money  Visa, MasterCard, Maestro 

MySQL: 0.0086 s, 47 request(s), PHP: 0.1055 s, total: 0.1140 s, memory (average: 4.91, maximum: 5.48) , document retrieved from cache.