Регистрация

Семейная гостиная «Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук»

  • 8 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Работа с родителями»

Проведение семейных гостиных в детском саду –  одна из форм работы с родителями, которая позволяет организовать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Встреча направлена на ознакомление с приёмами  развития мелкой моторики рук в домашних условиях и с целью преодоления  речевого недоразвития. Представляю сценарий встречи с родителями и детьми в «Семейной гостиной».

Участники: педагоги, родители и дети старшей логопедической группы «Речецветик».

Тема: Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития.
  2. Практическое занятие: Провести с родителями и детьми игры и упражнения направленные на развития мелкой моторики в домашних условиях (использовать видеосюжет «Самомассаж  ладони и пальцев  рук»).
  3. Обсудить опыт работы по развитию мелкой моторики в семьях воспитанников.

Ход встречи:

I часть – теоретическая.

Введение в тему (презентация в слайд-шоу): Уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. Исследования физиологов доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и положительно влияют на развитие речи, поскольку проекция кисти руки в коре головного мозга находится рядом с проекцией речевого анализатора.

Сочетание ритмичных движений с речевым сопровождением создаёт благоприятные условия для сенсомоторного развития, так как в работу включаются несколько анализаторов – речедвигательный, речеслуховой, кинестетический. Дети с интересом повторяют несложные стихи, сопровождающие движения рук (видеоролик: «Самомассаж», «Пальчиковая гимнастика»).

Кроме пальчиковой гимнастики, очень полезны различные настольные игры – мозаика, шнуровка, пазлы, пирамидки, игры в сухом, наполненном крупой или песком, бассейне, позволяющие снять мышечное напряжение, активизировать биологически активные точки на ладони, а также развивать ловкость пальцев.

Существует много различных игровых пособий для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук: это всем хорошо знакомая мозаика, пирамидки, кубики, конструктор, шнуровки, различные мячи, ведёрки с фигурными вырезами, раскраски. Сейчас мы с Вами вместе попробуем проиграть с предметами которые можно использовать в домашних условиях.

II часть – демонстрационная.

Мастер-класс для родителей от детей:

Самомассаж  ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Ежиха и ежонок»: на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

  • Гладила мама – ежиха ежат:
  • «Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж  подушечек пальцев: большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук.

  • Вырос  у нас чесночок, (указательный)
  • Перец, томат, кабачок, (средний)
  • Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
  • Лук и немного горошка. (мизинец)  
  • Овощи мы собирали, (мизинец)
  • Ими друзей угощали, (безымянный)
  • Квасили, ели, солили, (средний)
  • С дачи домой увозили. (указательный)
  • Прощай же на год, (большой )
  • Наш друг – огород! (большой)

Самомассаж с прищепками: бельевой прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

  • Кусается сильно котёнок – глупыш,
  • Он думает: это не палец, а мышь.
  • Но я же играю с тобою, малыш!
  • А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

Разминка «Два баран на мосту»: гимнастика в парах (речь с движениями). 

III часть – практическая.

Разделение на две команды с помощью шариков из сухого бассейна по принципу «Чудесный мешочек».

Игры-соревнования в командах:

Игра 1. Золушка.

  • Инструкция: перебрать крупу на две миски, например: 1 команда перебирает рожки и горох, 2 команда перебирает фасоль и ракушки

Игра 2. «Крышечка повернись – крышечка открутись».

  • Для каждой команды по 6 бутылок (общее количество бутылок – 12 штук). Инструкция: бутылки расставлены на расстоянии 1 метра друг от друга по прямой, одни участники команды откручивают крышки, другие, на втором этапе, закручивают.

Игра 3. «Поиски клада».

  • Инструкция: две банки наполненные крупой (пшеном), один из команды вытаскивает один предмет («Киндер-сюрприз»). Какая команда  быстрее отыщет весь клад.

Игра 4. «Игра в снежки».

  • Инструкция:  две корзины, бумага формата А4, необходимо смять лист (слепить снежок  и попасть в корзину). Кто самый меткий? Кто с места попадёт в корзину?

Игра 5. «Пирамидка».

  • Инструкция: чья команда быстрее соберёт свою пирамидку?

Игра 6. «Брёвнышки». 

  • Работа с пластилином очень полезна для развития силы кисти, особенно приёмы отщипывания, раскатывания между ладонями, вдавливание и другие.
  • Инструкция: У каждой команды заготовлено одинаковое количество кусочков пластилина, задача команды: быстрее своих соперников раскатать колбаски или бревнышки.

Игра 7. Эмблема группы «Речецветик» из разноцветных ладошек.

  • Инструкция: Заранее заготовлены силуэты детских ладошек из листа ватмана. Взрослые выбирают «ладони» своих детей и вместе с ребёнком раскрашивают их в разные цвета. Затем наклеивают на заготовку цветка.

IV часть - итоговая.

Обсуждение предложенной темы.

А сейчас предлагаю каждому рассказать:

  • Какие игры есть у вас в доме для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук?
  • Делаете ли вы с детьми поделки дома, и из каких материалов?

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М., 2005.
  2. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М.; СПб., 2007.
  3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Издательский дом «Литера», 2009.
  4. «Развитие мелкой моторики рук и подготовка детей с нарушением зрения к письму»/ Н.А. Хворова// «Логопед». - 2012. - №4.  

Приложение 1. Презентация «Семейная гостиная».

Автор: Елена Александровна Путякова, учитель-логопед, 1 квалификационная категория, Таймырский МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Сказка», г. Дудинка Красноярского края. Стаж работы 19 лет, в должности учителя – логопеда 4 года. Участие во Всероссийском интернет – педсовете, Всероссийском заочном конкурсе «Призвание – воспитатель».

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Владимировна 08.02.2013 в 11:26

Уважаемая Елена Александровна!Интересная практическая форма взаимодействия с родителями.Хорошая презентация, только на некоторых слайдах не видно текст, где он выделен желтым и белыми цветами.

Ирина Николаевна 08.02.2013 в 13:36

Уважаемая Елена Александровна! Несомненным плюсом Вашей семейной гостиной является общение детей и их родителей в разнообразной игровой форме. Как часто Вы проводите подобные мероприятия, все ли родители приходят?

Ануфриева Ирина Викторовна 09.02.2013 в 02:19

Уважаемая Елена Александровна! "Развитие мелкой моторики" - актуальнейшая тема в логопедии, но и, позвольте сказать грубо, избитая... Каждый учитель-логопед выставляет публикации на данную тему, поэтому хочется видеть что-то новое. В вашей работе - я увидела. Понравилось всё: форма проведения, содержание, интересные игры-соревнования, и то, что мало теории и много практики. Хорошие фотографии, по которым видно, как у Вас было интересно, а это залог того, что родители в следующий раз придут с величайшим удовольствием. Удачи Вам! + 5.

Светлана Евгеньевна Первенецкая 20.02.2013 в 04:22

Уважаемая Елена Александровна! Добротная практическая работа, готовое пособие для "ленивых" - бери и проводи. Замечания по дизайну презентации остаются, но в целом - +5! Удачи!

Елена Елена Елена 23.09.2020 в 05:08

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!