Регистрация

Программа профессионального развития педагога ДОУ «Ступеньки к мастерству»

  • 5 марта 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Мы живём в эпоху перемен российского образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает активное участие учителя в изменении школы, а значит в изменении самого себя. Ведь новая школа – это и новые учителя. Это же самое касается педагогов ДОУ.

Современный педагог должен быть готов к профессиональному росту, к поиску оптимальных способов качественной и творческой деятельности. Пройти путь от новичка до мастера непросто. Как происходит становление мастерства? Через какие этапы необходимо пройти педагогу от вступления в профессию до создания им авторской методической системы? Ответом на этот вопрос стала программа профессионального развития начинающего педагога «Ступеньки к мастерству».

В основе программы лежит концепция профессионально-личностного развития и саморазвития молодого педагога, способного выходить за пределы устоявшихся стандартов деятельности, самостоятельно осуществлять инновационные процессы творчества в широком смысле.

Данная программа предусматривает профессиональную помощь молодым педагогам в выборе своего педагогического почерка и основывается на выборе форм для саморазвития и самореализации личности педагога, создание условий для профессионального роста от уровня педагогической умелости до создания авторской методической системы.

Программа профессионального развития  начинающего педагога ДОУ«Ступеньки к мастерству»

Рассматривая данное предположение как цель, эта программа должна решать следующие задачи:

  • формирование устойчивой мотивационной сферы педагога;
  • создание индивидуальных образовательных траекторий;
  • развитие способностей к самостоятельному решению педагогических проблем;
  • повышение профессионального уровня молодого педагога.

В основу программы заложен поэтапный принцип профессионального роста педагога. То есть, к конечной цели педагог может прийти, пройдя ряд ступеней. Конечный результат профессионального развития педагога можно представить как:

  • Наличие индивидуального стиля педагогической деятельности.
  • Разработка авторской программы, методики, технологии.
  • Методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура педагога.
  • Авторская педагогическая (диагностическая, воспитательная, методическая система).

    Рассмотрим ступени профессионального роста. На каждой ступени представлено её содержание, формы, через которые шло продвижение от одной ступени к другой и результат (достижения)  педагога на конкретной ступени.

    Характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой принято понимать две группы компонентов (1- умение педагога управлять своим поведением, 2 – умение педагога воздействовать на личность ребёнка). На данной ступени педагог может находиться не один год. Формы и результат представлены на слайде.

    Следующей ступенью профессионального роста является педагогическое мастерство. Основным механизмом саморазвития на данной ступени является динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные, т.е. процесс самоактуализации личности педагога. На данном этапе  шлифуется педагогическая техника в практической деятельности.

    Готовность к нововведениям – следующая ступень, выражается в «сплаве» психологической, теоретической и практической готовности.

    Педагогическое творчество связано со способностью продуцировать, модернизировать и видоизменять новые идеи и принципы. Результатом данного этапа у педагога становится создание авторского модифицированного плана работы.

    Следующая ступень – готовность педагога  к созданию авторской педагогической технологии. По В.В. Серикову, один из важнейших показателей личностного развития педагога является авторский стиль педагогической деятельности.

    Педагогическая культура учителя это совокупность педагогических ценностей, профессиональных установок, знаний и умений педагога, владение педтехнологией или создание авторской.

    Важнейшим условием и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической технологии является индивидуальный стиль деятельности педагога.

    Создание авторской программы. Разработка и усовершенствование образовательных программ – одно из самых распространённых направлений инновационного педагогического поиска в ОУ.  К таким программно-методическим регулятивам творческой деятельности педагога должно стать: 1 – рефлексия того, где, в чём и зачем намеревается педагог провести инновацию, 2 – не только «знаниевый» компонент, но и личностный аспект (личностный опыт детей и педагога) образования.

    Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной авторской методической системы, состоящей из индивидуальной воспитательной и индивидуально методической системы.

    Исходя из вышесказанного, данную программу можно представить в виде модели, которая состоит из 4 шагов профессионального саморазвития педагога.

    Программа профессионального развития  начинающего педагога ДОУ«Ступеньки к мастерству»

    1. Поиск своей позиции. (когда педагог осознаёт, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений).

    2. Критический анализ различных вариантов решения педагогических задач. (т.е.  идёт своеобразный внешний и внутренний профессиональный диалог).

    3. Выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения.

    4. Рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической, либо целостной педагогической системы. (отказ от стереотипов). 

    Презентация программы ДОУ «Ступеньки к мастерству»  

    Автор: Чушникова Олеся Владимировна, старший воспитатель МКДОУ д/с № 16 «Малыш», г. Омутнинск Кировской области.

    5 из 5 звезд
    (голосов: 4, сумма баллов: 20)

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (3)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Ануфриева Ирина Викторовна 09.03.2014 в 15:22

    Уважаемая Олеся Владимировна, замечательную идею вы представили на конкурс: на все времена – нужная, а в данный момент - своевременная… Хотелось бы увидеть саму Программу, чтобы вы её правильно оформили: пояснительная записка, сроки реализации, методическое обеспечение программы и т.д. Это ваша авторская программа? В нескольких местах у вас встречается - «учитель», а пишите вы, вроде, для педагогов ДОУ. Немного методической доработки, визуального сопровождения какого-либо опыта по данному материалу и вашей разработке – цены не будет (шучу!). Ждём ваших новых работ! Удачи вам!

    Олеся Владимировна 09.03.2014 в 15:47

    Ирина Викторовна, очень рада, что вас данный материал заинтересовал. спасибо за рекомендации, есть работа на перспективу))) будем стараться!

    Олеся Викторовна 09.03.2014 в 16:55

    Уважаемая Олеся Владимировна. Спасибо за работу. Но соглашусь с уважаемой Ириной Викторовной, работа требует доработки. Как таковой, программы я не увидела, скорее подготовительный этап, рекомендации по ее разработке. Удачи!

    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Как стать экспертом наших конкурсов

    Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!