Регистрация

Роль исторического наследия русского народа в формировании патриотических чувств у старших дошкольников

  • 16 августа 2013

Зайцева Любовь Илларионовна

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особую значимость. Российской системе образования принадлежит главная роль в гражданском становлении молодежи, в воспитании любви к родине, преданности своему отечеству.

Одной из отличительных характеристик патриотизма является его социальная содержательность. Учреждения дошкольного образования являются первой ступенью системы образования в нашей стране. И именно поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании у дошкольников первичных представлений об окружающем мире и позиционировании себя в нем, в воспитании патриотических чувств и ощущении себя гражданами великой страны.

За последнее время активно в методической и психолого-педагогической литературе обсуждаются вопросы по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью, воспитанию у них любви и гордости не только к России, но и к своей малой родине, краю, городу, селу. Всевозможные аспекты патриотического воспитания дошкольников исследовались специалистами различных областей науки: философами, педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.).

Результаты исследований отечественных ученых и практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.Г. Комратова, Е.И. Корнеева, Л.В. Любимова, Л.Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э.К. Суслова, Л.В. Филатова, Н.Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.

Но представленные исследователями разработки и идеи, касающиеся аспекта патриотического воспитания дошкольников, носят разрозненный характер. Это можно проследить даже на различиях (пусть и небольших) в трактовке самого понятия «патриотическое воспитание дошкольников».

Например, по мнению доктора педагогических наук и профессора Светланы Акимовны Козловой, «патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу» [5].

Доктор педагогических наук Людмила Евгеньевна Никонова дает следующее определение патриотическому воспитанию: «это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек» [7].

Наталья Викторовна Ипполитова трактует патриотическое воспитание как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» [3].

Такое расхождение в трактовках и недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников сказывается на практике работы и результатах деятельности самих воспитателей.

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников – это одна из основных задач учреждений дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Для достижения наиболее эффективной организации воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма как качества личности, педагогам и воспитателям необходимо владеть соответствующими методиками и организационными формами и методами работы.

В своей работе придерживаюсь мысли, что чувства патриотизма и гражданственности необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста. За период дошкольного детства дети должны получить начальные представления о возникновении Государства Российского, его первых князьях; о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогащает их любовь к Отчизне, вызывает стремление быть похожими на наших великих предков, любить и уважать семью, товарищей, окружающих.

Белгородчина по праву считается жемчужиной Черноземья. Богатство и самобытность музыкального и обрядового фольклора, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов обусловлены органичным слиянием национальных культур пограничных южнорусских народов: русского и украинского.

Изучение традиций и культуры народа помогает глубже проникнуть в ментальность нации, постичь ее дух, воспитать подрастающее поколение в духе патриотизма.Именно на этом постулате построена система работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, осуществляемой на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 18 г. Белгорода.

Система работы включает в себя авторскую разработку перспективного планирования, конспектов непосредственно образовательной деятельности, сценариев праздников и развлечений и т.д.

Так, в рамках работы с1 по 30 апреля 2013 года в старшей группе № 9 детского сада был реализован проект «Моя родословная».

Цель проекта – сбор исторического материала о своих родственниках за последние 3-4 поколения и создание генеалогического дерева.

Фото 1. Реализация проекта

Фото 1. Реализация проекта

Фото 1. Реализация проекта «Моя родословная» 

В преддверии празднования Дня Победы воспитанники старшей группы приняли участие во Всероссийской акции «Почты России» «Благодарность земляков». Под руководством педагогов Победа А.В., Дмитриевой В.Н., Зайцевой Л.И., Бережной К.С. ребята изготовили поздравительные открытки для ветеранов, а 30 апреля организованно отправили их через почтовое отделение.

Немаловажную роль в формировании патриотических чувств у дошкольников играет предметно-развивающая среда. Так, в группе оформлен «Уголок краеведения», «Полочка красоты» (где представлены образцы декоративно-прикладного искусства г. Борисовка Белгородской области), составлены картотеки пословиц о Родине, пословиц и поговорок о русских богатырях, собран материал по геральдике России и Белгорода, подобрана мини-библиотека о былинных богатырях, русских полководцах (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. Суворов, М. Кутузов), известных людях Белгородчины (Иоасаф Белгородский) и т.д.

Вместе с воспитателями старшие дошкольники посещают библиотеку-филиал № 17 Централизованной библиотечной системы г. Белгорода, где знакомятся с известными людьми Белгородчины, узнают об историческом прошлом русского народа и принимают участие в различных конкурсах и викторинах исторической тематики.

Фото 2. Приобщение к истокам земли русской

Фото 2. Приобщение к истокам земли русской.

Активно привлекается и ближайшее социальное окружение дошкольников – родители. В рамках этого направления родители привлекались для реализации проекта «Моя родословная», принимали участие в анкетировании, рисовали совместно с детьми изображение богатырской кольчуги и другие задания.

Таким образом, используя исторические сведения о Белгородском крае, образцы фольклора и декоративно-прикладного искусства южнорусского региона, приобщая старших дошкольников к изучению своего исторического прошлого на примере составления собственной родословной, удалось повысить уровень сформированности патриотических чувств у детей, приобщить их к истории русского народа, воспитать гордость за свою большую и малую Родину.

Приложение: Проект «Моя родословная»

Список использованной литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.

2. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 1998. – 175 с.

3. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей. – Челябинск: Факел, 1997. – 216 с.

4. Козакова И.C. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С.8-12.

5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Куликова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

6. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

7. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов. – Минск: Народная асвета, 1991. – 112 с.

Автор: Зайцева Любовь Илларионовна, воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида № 18 г. Белгорода. Педагогический стаж – 21 год. Достижения: авторская разработка системы работы по формированию патриотических чувств посредством приобщения к историческому наследию русского народа с учетом регионального компонента.

3.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 11)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Голубчанская Елена Николаевна 23.08.2013 в 01:05

Очень нужная и полезная работа! 5!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!