Регистрация

Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ

  • 24 января 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования (на примере образовательной области «Познание»). 

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) это новый ориентир в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В связи с введением данного документа появились и проблемы  по реализации определенных в нем принципов и подходов. Для меня одним из сложных вопросов стало осуществление принципа интеграцииобразовательных областей.

Потребовалось также искать способы и средства решения такой задачи образовательной области «Познание», как формирование целостной картины мира (ознакомление с природой), потому что ранее мы, педагоги, основное внимание уделяли запоминанию, усвоению знаний об окружающем мире, а сейчас необходимо уделять внимание развитию мышления детей, чтобы обеспечить целостное восприятие окружающего мира.

Таким эффективным средством решения проблем в моей педагогической деятельности стал наглядно-практический метод обучения – моделирование (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков и др.). Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.

1. Использование моделирования в непосредственно образовательной деятельности

Использование моделирования в непосредственно образовательной деятельности

На начальном этапе были изучены теоретические основы интеграции (М.В. Лазарева, М.В. Крулехт и др.), установлены группы моделей для использования в образовательном процессе. В последующем определено содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, которое интегрируется с помощью  моделей.

Исходя их того, что модели многофункциональны, они используются мной в образовательном процессе, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, апробированы в непосредственно образовательной деятельности.

Модели доступны воспитанникам – внесены в предметно-развивающую среду группы (в группе создан уголок моделирования). В данном уголке содержатся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы проведения опытов, экспериментов и др.). Всё это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию умений действовать в соответствии с ними.

2. Использование моделирования в развивающей среде группы

Использование моделирования в развивающей среде группы

Моделирование используется в работе с родителями. Результаты наблюдений в природе, дети совместно с родителями фиксируют в виде схем, моделей, а потом с помощью них рассказывают сверстникам о результатах наблюдений.

Анализируя свою деятельность, можно сделать вывод, что интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ с помощью моделирования дает возможность устанавливать содержательные связи между разными образовательными областями: расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому («Социализация»), развивать эстетические переживания, связанные с природой («Художественное творчество»), решать задачи развития речи («Коммуникация») и т.д.

Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности, а также способствует развитию интегративных качеств дошкольника, что является главным результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Поиск решения проблем привел к обобщению собственного педагогического опыта и его моделированию. 

Приложение 1: Интеграция областей посредством моделирования.

Приложение 2: Конспект занятия.

Автор: Шиврина Светлана Алексеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 16 «Малыш», г. Омутнинск Кировской области. Педагогический стаж 32 года. Участник всероссийских и международных профессиональных конкурсов. Победитель Премии Правительства Кировской области в номинации «Лучший воспитатель», 2012 год.

5 из 5 звезд
(голосов: 13, сумма баллов: 65)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (24)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Владимировна 02.02.2013 в 18:53

Уважаемая Светлана Алексеевна!Проблема, о которой вы упомянули в начале свой работы,разрешена Вами на отлично. Многие педагоги до конца еще не поняли как работает принцип интеграции, и "интегрируют" все подряд.У вас четко выделены приоритетные образовательные области и интеграция образовательных областей.Весь предложенный материал яркий,эстетичный,грамотно составленный и оформленный.Думаю,что именно, с этим материалом вы и стали победителем в номинации "Лучший воспитатель"-2012г. Желаю вам творческих успехов!

Олеся Владимировна 05.02.2013 в 14:17

Ирина Владимировна! Спасибо за содержательный комментарий! Очень приятно. Вам творческих успехов!

Шахова Ольга Вячеславовна 02.02.2013 в 19:46

Светлана Алексеевна! очень интересная работа. Мой голос - 5.

Олеся Владимировна 05.02.2013 в 14:11

благодарю вас!!!

Ануфриева Ирина Викторовна 04.02.2013 в 22:47

Уважаемая Светлана Алексеевна, многим из нас, дошкольным педагогам, была проблемной реализация принципов и подходов, которые нам определили ФГТ. Мои педагоги постоянно мне жалуются, что метод моделирования сложен для освоения. Вы в своей работе так хорошо всё разложили по полочкам, прекрасно представили свой опыт. Я ставлю Вам 5 + и разрешите взять вашу публикацию за основу консультации по вопросу метода моделирования для своих воспитателей...

Олеся Владимировна 05.02.2013 в 14:06

спасибо огромное за комментарий!!! конечно можно! для этого мы и распространяем свой опыт работы! удачи вам)))

Светлана Александровна 08.02.2013 в 21:29

Очень интересная статья!5+

Олеся Владимировна 13.02.2013 в 09:00

Благодарю вас за высокую оценку!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 12.02.2013 в 15:11

Уважаемая Светлана Алексеевна! С удовольствием познакомилась с вашим материалом. Очень приятно видеть хорошую работу. Отлично! Удачи в конкурсе!

Олеся Владимировна 13.02.2013 в 09:00

Светлана Евгеньевна! Благодарю за положительную оценку моей статьи! Вам удачи!

Елена Ивановна 14.02.2013 в 06:27

Уважаемая Светлана Алексеевна! С интересом просмотрела все Ваши разработки: они практически значимые и готовы к применению, лаконичный текст статей, отличные презентации, конспект! Вам 5 звёзд! Познакомьтесь с моим опытом

Олеся Викторовна 14.02.2013 в 15:36

Очень интересный и содержательный материал. Много наглядности. Отлично. 5 из 5 . Приглашаю познакомиться с моим опытом

Людмила Николаевна 19.02.2013 в 18:46

Работа интересная и содержательная. Удачи в конкурсе 5+. Приглашаю ко мне в гости.

Елена Михайловна 24.02.2013 в 14:15

Молодцы Вам 5!!! Приглашаю на мою страничку!

Анастасия 03.03.2013 в 20:09

Светлана Алекссевна! Ваша работа заслуживает победы. Написано на отлично!РЕшить проблему интеграции с помощью моделирования заслуживает похвалы. Ставлю 5.

Светлана Николаевна 10.03.2013 в 06:17

Я тоже обожаю интеграцию с помощью моделирования. Очень понравилась Ваша работа! Вам 5+!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 14.03.2013 в 05:32

Уважаемая Светлана Алексеевна! Поздравляю с выходом в финал!

Олеся Владимировна 14.03.2013 в 10:47

спасибо, Светлана Евгеньевна)))очень рады!!!

Ирина Владимировна 14.03.2013 в 20:30

Уважаемая Светлана Алексеевна!Достойный выход в финал!Удачи!

Олеся Владимировна 15.03.2013 в 08:47

Ирина Владимировна! Благодарим вас!!!

Ирина Николаевна 15.03.2013 в 23:17

Примите мои искренние поздравления по поводу выхода в финал конкурса!

Олеся Владимировна 16.03.2013 в 14:03

Ирина Николаевна! так же искренне благодарны вам!!!

Татьяна Сергеевна 19.03.2013 в 15:50

Светлана Алексеевна!!!! Поздравляю!!! Вы - молодец!!!

Олеся Владимировна 20.03.2013 в 14:12

спасибо))) мы старались!!!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!