Регистрация

Активизация мыслительной активности ребенка в развивающих играх

  • 3 марта 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении» 

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.

Одной из приоритетных задач, которых я ставлю перед собой в работе с детьми – это найти эффективные средства активизирующие мыслительную деятельность детей. Я занимаюсь данной темой, потому что считаю, что активизация мыслительной активности дошкольников – одна из самых актуальных  проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. 

Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. Особое влияние на развитие мыслительной активности у дошкольников оказывают развивающие игры.

Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь тала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка.

С введением  новых ФГТ изменился подход педагогов к воспитательно-образовательному процессу: процесс приобретения знаний  совершается исходя из интересов детей. Поэтому перед нами, педагогами стоит важнейшая задача: спроектировать так образовательный процесс, чтобы он стал интересен ребенку.

Важное значение, как показала практика, имеет разнообразие форм проведения, как совместной деятельности, так и самостоятельной, в которых важное значение имеет игра – ведущий вид деятельности дошкольников

Соединение в игре серьезного интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения. Направленность игр на развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения, абстрагирования требует от играющего высокого уровня интеллектуальной активности. В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства и т.д., что характерно для таких игр, как «Сложи узор», «Уникуб», «Цветок лотоса» и других. Каждая из развивающих игр – как правило, модель действительности. Раскодирование заданного в игре означает успешное самовыражение личности, проверку своих возможностей, участие в своего рода интеллектуальном тренинге.

Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.   В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность, удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям.

Педагогическая значимость в использование  развивающих игр позволяет разрешить в  сразу несколько проблем, связанных с развитием интеллектуально-творческих способностей детей: во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. 

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.

Дети, воспитанные на развивающих играх, легко адаптируются в социуме, способны решать нестандартные задачи и ситуации.

Это подтвердили и результаты диагностики интеллектуально- творческих способ­ностей, проводимой в  старшей и подготовительной группе, на занятиях  и вне их систематически использовались развивающие игры. Дети легко и быстро справились с заданиями и показали хорошие результаты. Одновременно проводилась аналогичная диагностика с детьми таких же возрастных групп, где  в обучение не использовалась данная технология, результаты были значительно ниже.

Это еще раз подтверждает, что развивающие игры эффективно развивают психические процессы, происходит раннее творческое и интеллектуальное развитие детей.

Приложение: Презентация 

Автор: Мамкова Светлана Васильевна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МАДОУ № 134, г. Томск. Стаж работы 40 лет.

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Николаевна 04.03.2013 в 20:59

Уважаемая Светлана Васильевна! Активизация мыслительной деятельности при помощи развивающих игр - нужное дело. Однако, на мой взгляд, Ваша работа содержит мало конкретики, в статье общие фразы, нет примеров проводимых игр, а это делает её малопонятной для несведущего человека, который, возможно, захотел бы воспользоваться Вашим опытом.

Ирина Владимировна 08.03.2013 в 17:57

Уважаемая Светлана Васильевна! К сожалению, мне нечего добавить к комментарию Ирины Николаевны.Материал не доработан.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!