Регистрация

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»

  • 12 августа 2014

Обобщение из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ: детский сад № 1 «Алёнушка» города Асино, Томской области Солдатовой Татьяны Леонидовны по теме «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста».

Сказка всегда, во все времена, имела огромную власть над детским сердцем. В сказках, устоявшихся, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них – осно­ва национальной культуры. Есть целый ряд сказок о добре, которое всегда побеждает зло; сказок, которые непременно надо услышать в детстве. И как же хочется быть похожими на любимых героев, гово­рить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью!

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошколь­ной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Вы­готский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»

Целью работы является: развитие и воспитание каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно богатой, творческой личности.

Посредством организации театральной деятельности, я решаю многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии:

  • художественное образование и воспитание детей;
  • формирование эстетического вкуса;
  • нравственное воспитание;
  • развитие коммуникативных качеств личности;
  • воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициа­тивности, фантазии, речи;
  • создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру;
  • создание атмосферы творческого переживания и перево­площения, импровизации;
  • предоставление возможности для проявления творческих способностей в различных видах деятельности.

Свою работу строю на следующих принципах: импровизационности; гуманности; систематизации знаний; учета индивидуальных способностей каждого ребенка.

Основными направлениями работы с детьми являются:

 «Театральная игра». Направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела делятся на два вида:

1) Общеразвивающие игры.

2) Специальные театрализованные игры.

«Ритмопластика» – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных психомоторных способностей дошкольников. «Креативная гимнастика» – предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

«Культура и техника речи» – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией.

«Музыкальное творчество» – включает в себя развитие свободы и выразительности телодвижений, способностей, ловкости и подвижности.

«Художественно-речевая деятельность» объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, интонационной выразительности и логики речи.

Игры делятся на следующие виды:

1) Дыхательные и артикуляционные упражнения.

2) Дикционные и интонационные упражнения.

3) Творческие игры со словами.

4) Игры-превращения, образные упражнения

5) Упражнения на развитие детской пластики.

6) Театральные этюды.

7) Пальчиковый игротренинг.

8) Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы.

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»

«Основы театральной культуры». Этот раздел работы призван познакомить детей с элемен­тарными понятиями, профессиональной терминологией теа­трального искусства.

«Работа над спектаклем» – базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля и включает в себя следующие этапы:

1 этап – выбор инсценировки и обсуждение её с детьми.

2 этап – деление пьесы на эпизоды.

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4 этап – знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

5 этап – это постепенный переход собственно к тексту пьесы. Один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями.

6 этап – работа над ролью.

7 этап – репетиция отдельных картин в разных составах.

8 этап – в этот период проходят репетиции всей пьесы целиком.

9 этап – премьера спектакля.

За время работы по театрализованной деятельности были поставлены следующие спектакли: «Чьи в лесу шишки?»; «Морозко»; «Новогоднее приключение сестрицы Аленушки и братца Иванушки»; «Репка»; «Теремок»; «Муха – цокотуха»; «Курочка ряба»; «Под грибом» и т. д. 

Опыт работы по данной теме был представлен на заседании творческой группы музыкальных руководителей (2008 г.); заседании творческой группы «Модель непрерывного экологического образования» (2009 г.); областном семинаре «Роль методической службы в решении актуальных задач современной модели образования» (2010 г.).

Совместно с воспитателями проведены открытые мероприятия для родителей с просмотром театрализованных представлений: «На лесном перекрестке»; «Новогодний бал у Царя Гороха»; «Царевна – лягушка»; «Буквоед на Дне знаний».

Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей.

Прилагаю усилия для того, чтобы родители освоили педагогические умения и навыки. Для реализаций этих направлений использую:

  • беседы с родителями;
  • консультации для родителей по темам: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»; «Здравствуй, театр!»; «Театр дома»; «Театр для малышей»; «Формирование у детей способностей к творческому самовыражению и импровизации в процессе театрально – игровой деятельности».

В работе по театрализованной деятельности использую метод проектов. Он позволяет развивать у детей творческое познавательное мышление, дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.

Совместно с детьми, воспитателями групп, родителями реализовала проект: «Театр». Целью данного проекта является формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Для систематизации материала в 2009 году мною разработана модифицированная программа «Театральный калейдоскоп», целью которой является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Эффективность программы доказывает сравнительная диагностика, проведенная с детьми старшей группы в начале и конце года. Результаты диагностики показали положительную динамику в развитии творческих способностей. Дети стали эмоциональнее, раскрепощеннее, сформировались навыки и умения.

Программа «Театральный калейдоскоп» была представлена в ТОИПКРО на конкурс методических разработок, авторских программ дошкольных образовательных учреждений в 2009 году.

В 2011 году опубликована статья «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» в сборнике «Из опыта работы педагогов-инноваторов Томской области».

Для более глубокого развития творческих, театральных способностей детей была разработана модифицированная программа «Са-фи-дансе». Эффективность программы – в ее разностороннем воздействии на различные системы человека. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. 

 Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Чтобы выяснить результативность проделанной работы, провела диагностическое обследование умений и навыков детей. Результаты диагностики показали, что у детей к концу года значительно более ярко проявились творческие способности, способности владеть своим телом, развилась гибкость, ритмическая четкость движений.

Программа «СА-фи-дансе» была представлена в 2011 году в ТОИПКРО на конкурс «Удивительный мир музыки», РЦРО на конкурс «Образовательные программы педагогов учреждений дошкольного образования». Опыт работы по данной теме представлен в рамках курсов повышения квалификации в 2011 году.

В рамках областной конференции «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников: традиции и новаторство» в 2011 году проведен мастер-класс «Танцевально-игровая гимнастика «Са-фи-дансе»».

В заключении хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
 Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Прекрасен сказок мир воздушный – 
К нему с младенчества привык,
Мне мил и дорог простодушный,
Животворящий их язык. (К.М. Фофанов)

Использованная литература:

1. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.

2. Е.П. Букарина «Наши талантливые малыши» (сценарии праздников и театрализованных представлений для дошкольников) Ярославль «Академия Развития» 2006.

3. Н.В. Зарецкая «Музыкальные сценарии для детского сада по мотивам сказок» Москва «Школьная пресса» 2005.

4. М.Б. Зацепина «Культурно – досуговая деятельность в детском саду» Издательство «Мозаика – Синтез» Москва 2005.

5. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», Санкт – Петербург 2000.

6. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «СА – ФИ – ДАНСЕ», Санкт – Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007.

7. Е.М. Гельфан «Игры и упражнения для маленьких и больших», Москва 1961.

Автор: Солдатова Татьяна Леонидовна, музыкальный руководитель, высшая категория, МАДОУ детский сад № 1 «Алёнушка», город Асино Томской области. Педагогический стаж 18 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Ивановна 15.08.2014 в 13:07

Татьяна Леонидовна, спасибо за опыт работы, есть чему у вас поучиться.

Римма Хасимовна 22.08.2014 в 23:05

Уважаемая Татьяна Леонидовна, с интересом ознакомилась с вашей работой. Есть чему поучиться.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!