Регистрация

Формирование элементарных представлений дошкольников о балете

  • 11 апреля 2014

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014»

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Музыкальная культура – наиболее благодатный материал для развития «движения души» формирующейся личности (Сл.№2), и в дошкольном возрасте мы знакомим детей с высокохудожественными образцами музыкального искусства (Сл.№3).

Но в самостоятельной деятельности и дома дети не вспоминают об услышанном на занятии, а живут в окружении эстрадных песен. В подсознании ребёнка закрепляется представление, что «есть музыка для занятий», а есть «для жизни».

Как же сделать классическую музыку близкой и понятной для ребёнка? Мы предположили, что наиболее привлекательным для этого является балет. Интересный сюжет, яркие танцы и декорации в балете позволяют дополнить слуховые ощущения зрительными и сделать музыку более доступной для восприятия.

Изучив опыт знакомства детей с балетом, мы выяснили, что многие педагоги сделают это в игровой форме, используя элементы творчества.

Особенно нас заинтересовала работа Т. Ф. Кореневой [10,11]. Мы решили использовать её идеи в своей работе, но выбрать такой метод, который бы обеспечил самостоятельность детей в этой деятельности. 

Метод проектов ориентирован на осознание детьми своих интересов и формирование умения их реализовывать..

В нашем случае проект даст возможность детям стать участниками игры, сюжетом которой будет создание балета и обеспечит использование творческих форм интеграции детей в культуру. Было решено организовать исследовательскую деятельность на базе нашего детского сада.

Были выбраны:

  • Цель (Сл.№7);
  • Объект (Сл. №8)
  • Предмет (Сл. №9)
  • Гипотеза (Сл. №10)

В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены задачи, выбраны методы и определены этапы исследования (Сл. №11).

База исследования – дети двух подготовительных групп МБДОУ №7 по 17 человек в каждой.

Для определения эффективности выбранного метода было проведено педагогическое обследование. В соответствии с программой [1] были определены критерии оценки качества представлений детей о балете (Сл №12) и характеристики уровней развития.

На начальном этапе исследования дети находились примерно на одном уровне развития (Сл №13).

Создание балета как результата исследования проектного метода осуществлялся путём составления либретто на предлагаемую нами музыку (Сл№14).

Дети, слушая музыку из «Детского альбома», импровизировали под сюжетную музыку, придумывая свои танцы-импровизации (Сл№15). На вопрос: «Как можно объединить эти произведения?», - мы пришли к общему мнению, что это игрушки и их можно купить, подарить на день рождения.

Так возникла идея по объединению некоторых произведений П.И. Чайковского в балет «День рождения Оли» (Сл. №16).

Тема проекта была выбрана: поставить балет «День рождения Оли» на музыку П. И. Чайковского. Сам проект получил название «Волшебный мир балета». Теперь необходимо было спланировать работу над спектаклем (Сл №17).

Дети предлагали свои пути решения этой задачи, их предложения фиксировались на ватмане, что вы и видите на слайде №18. Для более точного составления плана своих действий дети использовали схему (Сл. №19), которую сами заполняли с помощью картинок и символов.

На слайде №20 представлена паутинка проекта «Волшебный мир балета».

Реализация проекта осуществлялась не только музыкальным руководителем на музыкальных занятиях (Сл.№21), но и другими специалистами МБДОУ (Сл. №21, 23, 24).

Для определения результативности используемого метода было проведено повторное педагогическое обследование, которое показало, что у детей испытуемой группы в развитии представлений о балете видна положительная динамика (Сл. №25).

Эти дети при слушании музыки из балета определяли её как часть спектакля: «это танец, сцена из балета». Тогда как дети контрольной группы любой фрагмент из балета называли одним словом «балет».

Проанализировав работу детей в этом проекте, мы пришли к выводу что дети стали:

  • легко ориентироваться как в структуре музыкального произведения, так и в структуре балета (ритмопластического спектакля);
  • расширили музыкальный словарь терминов (либретто, солист, кордебалет и др.)
  • значительно ярче и эмоциональнее воспринимать музыку;
  • интереснее и выразительнее импровизировать в танце.

Таким образом, ясно видно, что заявленная гипотеза – верна.

Этот проект – долгосрочный. Его реализация заняла три месяца. Итогом стал спектакль, который дети подарили мамам на 8 марта (Сл. №26-34).

Перспективность этого метода заключается в том, что его можно применить и для ознакомления старших дошкольников с другими жанрами классической музыки, например с оперой (Сл. №35).

Приложение1: Презентация.

Литература:

1. Костина Э.П. «Камертон» .- Нижний Новгород: Нижегородский гуманистический центр, 2001.

2. Выгодский Л. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М – 1990.

3. Карп. П. Младшая муза. - М: «Детская литература», 1986.

4. Клёнов А.С. Там , где музыка живёт.- М: Педагогика, 1986.

5. Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио .- М: редакционный издательский отдел Московской консерватории, 2003.

6. Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения /. Киселёва Л.С. , Данилина Т.А.- М: АРКТИ, 2003.

7. Евдокимова Е. Проект, как мотивация к познанию./ Евдокимова Е.//Дошкольное воспитание. – 2003.- №3.- с.20.

8. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества.-. М: Аквариум, 1999.

9. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Корененва Т.Ф .Часть 1-М : Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

10. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Корененва Т.Ф .Часть 11 М : Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

11. Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Коренева Т.Ф .Часть 1-М : Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

12. Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Коренева Т.Ф . Часть 11-М : Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

Автор: Мигунова Людмила Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада комбинированного вида №7, г. Пенза. Высшая квалификационная категория. Стаж работы 38 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 55)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (27)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Корнейчук Татьяна Викторовна 11.04.2014 в 18:07

Людмила Васильевна, как хорошо, что Вы знакомите детей с классической музыкой . Благодаря Вам у детей развивается музыкальная культура, хороший вкус, появляется желание и дальше знакомиться с Великой музыкой.

Людмиоа 11.04.2014 в 18:16

Спасибо за добрые слова, очень рада встретить единомышленника.

Трифонова Ирина 11.04.2014 в 20:24

Людмила Васильевна! Нет слов! +5.

Людмиоа 11.04.2014 в 21:37

Спасибо!

Елена Петровна 11.04.2014 в 21:32

Людмила Васильевна, вы профессиональный педагог, умеющий творчески мыслить; представляете на конкурс очень интересные материалы. Но данный проект не представлен по правилам оформления проектов, как такового -я его не увидела. А задумка- замечательная.

Людмиоа 11.04.2014 в 21:39

Спасибо за добрые слова в мой адрес и критику в отношении работы. Будем учиться. Кто не работает, тот не ошибается.

Зульфира 11.04.2014 в 21:38

Очень интересно!Дети получают представление о балете, как синтетическом виде искусства и сами становятся создателями балетного спектакля.

Людмиоа 11.04.2014 в 21:41

Спасибо. Очень жалею, что не выставила видео ритмопластического спектакля в исполнении детей.

Анна Николаевна 11.04.2014 в 21:50

Стоящая тема, нужная и полезная во все времена, +5!

Людмиоа 11.04.2014 в 22:01

Спасибо!

Елена Владимировна 12.04.2014 в 13:28

Людмила,отличный материал. Умница.

Людмиоа 12.04.2014 в 14:38

Спасибо!

Инна Викторовна 13.04.2014 в 02:06

Людмила Васильевна!
Спасибо за нужный и полезный материал, очень пригодится в работе!

Людмиоа 13.04.2014 в 19:16

Спасибо!

Светлана Григорьевна 13.04.2014 в 19:11

Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! С большим интересом познакомилась с вашим проектом! Отличный фотоматериал представлен в презентации, который демонстрирует проделанную работу! Думаю что оформление работы надо пересмотреть! Информацию о проекте до приложения оформить согласно требованиям, несмотря на то, что все это показано в презентации. В качестве образца вы можете посмотреть другие проекты, которые стали победителями или лауреатами. Успехов и удачи в конкурсе.

Людмиоа 13.04.2014 в 19:15

Спасибо! Постараюсь учесть ваши замечания.

Елена Валерьевна 14.04.2014 в 20:47

Уважаемая Людмила Васильевна! В оформлении проекта, действительно допущены недочеты. Не совсем верно сформулированы цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования. В проекте отсутствует рабочий план реализации проекта, нет предполагаемых результатов и др. Но, несмотря на это, Вы много трудились. Поставить балет с детьми-дошкольниками – это огромное достижение. Жаль, что Вы не выложили подтверждающее видео. Судя по фотографиям, мероприятие очень красочное и интересное. Удачи в конкурсе!

Людмиоа 14.04.2014 в 21:30

Уважаемая Елена Валерьевна! Спасибо за замечания. Да, я жалею, что не выставила видео балета. Я попыталась сделать это в презентации, но увы,видео не отображается.

Наталья 15.04.2014 в 10:35

Людмила Васильевна! Очень интересный проект, спасибо за идеи! Удачи в конкурсе!

Людмиоа 15.04.2014 в 18:38

Спасибо!

Светлана Алексеевна 15.04.2014 в 21:53

Людмила Васильевна, очень понравился ваш проект. Вы даёте детям возможность понять и полюбить классическую музыку. И видна заинтересованность детей. Спасибо, удачи вам!

16.04.2014 в 01:18

Уважаемая Людмила Васильевна! С огромным интересом ознакомилась с Вашей работой. Вами выбрана такая интересная форма работы с детьми. Думаю, что коллективное творческое дело дети запомнят надолго, и уж тем более, что стали участниками балета. Отличные фотографии Вы представили, содержательную презентацию. Вступление к проекту оформлено не верно. И совет Вам, как от преподавателя информатики, в презентации не нужно использовать такое количество анимационных эффектов, это отвлекает от содержания. Удачи в конкурсе!

Людмиоа 16.04.2014 в 14:52

Спасибо! Учту ваши замечания.

Елена Ивановна 16.04.2014 в 18:11

Уважаемая Людмила Васильевна! Спасибо за участие в конкурсе! Интересная задумка. Дети в ходе Вашего проекта, несомненно, получили много знаний и умений. Согласна с мнением экспертов по оформлению проекта. На мой взгляд, судя по фотографиям, обувь у детей не совсем подходящая: у кого чешки, у кого туфли. Успехов Вам в работе! Елена Ивановна Ликаренко

Людмиоа 16.04.2014 в 18:21

Спасибо за комментарий.

дания Галимова 25.04.2014 в 20:20

Людмила Васильевна, очень интересная, а главная познавательная работа. нужная для детей-дошкольников. спасибо!

Людмиоа 25.04.2014 в 20:50

Спасибо!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!