Регистрация

Формирование патриотических чувств в музыкальном воспитании дошкольников

  • 15 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству – это источник любви к Родине.
Понимание и чувство величия, могущества Родины
 приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту»
В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это  эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время  непосредственно-музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

  • «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил ещё Аристотель.
  • «Дело искусства – сохранять душу» – это слова нашего современника писателя В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной  трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества , используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на музыкальных инструментах. Широко использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические  движения детей, отводит их от трафарета и придаёт движениям определённую окраску.

Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной  деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми добиваюсь, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Народная музыка включается в непосредственно-изобразительную деятельность, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки. потешки, пословицы, поговорки,загадки, скороговорки),что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины.

Литература:

  • Дошкольнику – об истории и культуре. Г.Н. Данилина. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001 – 2005 годы». Москва, 2003г.
  • Воспитывая маленького гражданина... Г.А. Ковалева. Москва, 2003г.
  • С чего начинается Родина, под редакцией Л.А. Кондыкинской. Издательство Москва, 2004г.
  • Как научить детей любить Родину. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. Москва, 2005г.
  • Патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. Москва, 2007г.
  • Дни воинской славы. М.Б. Зацепина. Москва, 2007г.
  • Я живу в России. И.Каплунова, И. Новоскольцева. Издательский дом «Композитор. Санкт - Петербург», 2006г. 

Приложение: Презентация «Россия - Родина моя!» (фон – песня Г. Струве «Моя Россия»)

Автор: Божок Светлана Вячеславовна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, МКДОУ детский сад № 26, п.г.т. Ярославский, Хорольский район Приморского края. Стаж педагогической работы 23 года. Вот уже 10 лет являюсь членом вокального коллектива академического пения «Вдохновение».

1 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 1)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 17.02.2013 в 14:57

Уважаемая Светлана Вячеславовна, абсолютно мне непонятна идея вашей статьи. Она у Вас так резко обрывается на фразе "Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины"... Как будто Вы дальше забыли что-то приложить. Отсюда не ясно: для чего эта презентация с такими безумно красивыми фотографиями… Желаю Вам удачи и более внимательного подхода к конкурсным публикациям.

Ирина Николаевна 18.02.2013 в 22:41

Уважаемая Светлана Вячеславовна! Согласна, что статья - сама по себе, а презентация - тоже что-то отдельное. Доработайте, пожалуйста, свой материал.

Ирина Владимировна 03.03.2013 в 20:26

Уважаемая Светлана Вячеславовна!К сожалению, я тоже не смогла оценить ваш материал.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!