Регистрация

«Учитель, перед именем твоим...»

  • 30 сентября 2011

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»

 

Номинация «О педагогике – с любовью»

Сабирова Саима Ахатовна

В эссе рассказывается о становлении личности молодого учителя, о роли в этом становлении директора школы, учителя географии Фазулзянова Фарита Фазулзяновича. Через воспоминания автор переносит нас в мир русского языка и литературы.

Каждое воспоминание проникнуто тёплыми чувствами к человеку, благодаря которому сформировалась настоящая личность, вырос настоящий учитель.

* * *

В этом году исполнилось ровно тридцать лет, как его не стало. Не стало моего первого наставника, директора школы, учителя географии – Фазулзянова Фарита Фазулзяновича. Его Величество случай (хочу отметить: счастливый случай) позволил мне оказаться под его руководством.

Может возникнуть вполне резонный вопрос: «А какое же отношение имеет учитель географии к становлению личности учителя русского языка и литературы»? Имеет, и самое прямое.

Здесь надо бы сделать отступление. Я окончила историко-филологический факультет Казанского государственного педагогического института, русское отделение, а была направлена в национальную школу. В Атнинском районе нет русскоязычного контингента, проживают одни татары.

Я честно предупредила директора, что мне сложно будет работать в национальной школе, так как сравнительная грамматика для меня «тёмный лес». А директор был этому безмерно рад, возможно, потому, что молодой учитель больше внимания уделит именно русскому языку, особо не увлекаясь этой самой сравнительной грамматикой. Класс он мне дал самый лучший (я была классным руководителем 9 «В») и предупредил, что я с ними должна говорить лишь на русском языке.

И началось «великое воспитание» недоросля, молодого неопытного учителя! Проходя мимо, показывая на ладонь, он говорил: «Это ладонь. А как называется на русском языке оборотная сторона ладони»?

На татарском языке дословный перевод оборотной стороны «спинка ладони». Как же всё это называется на русском языке? Немного помедлив, я говорю: «Тыльная сторона ладони». Он уходит и опять: «А как на русский переводится «хачтруш»? Сразу оговорюсь – это замухрышка, но я тогда, честное слово, и видом не видывала, и слухом не слыхивала, что это такое.

Я выросла в русском селе, и слова пассивного запаса татарского языка мне были неведомы. Спрашивает: «А что такое «кулладак на русском языке»? Отвечаю: «А я даже на татарском языке не знаю, что это такое». Объясняет, что это длинная телега, на которой раньше возили брёвна. Я ищу эту «телегу» во всех словарях и не нахожу. Оказывается, это – роспуски. Тогда я дённо и нощно сидела над словарями: и лингвистическими, и энциклопедическими.

Чем дальше в лес, тем больше дров: 

– А вот к нам из соседней русской деревни женщины приходят и говорят, что в Кимях были (село наше называется Кулле-Кими), а что они в нескольких Кимях были, что ли? Как вы думаете, почему они употребляют множественное число? Я начинаю объяснять, вспоминаю Чебоксары, Бирюли, лицо директора светлеет. Мол, соображает молодёжь, толковая пошла.

На всю жизнь запомнились мне его анализы уроков. Дотошно, соблюдая все дидактические принципы, не оставляя вне поля зрения даже мелочи, препарировал он урок слой за слоем. Мне было удивительно, как это учитель географии столь тонко владеет «моей» наукой. 

Веду урок по С. Есенину. Как всегда директор за последней партой. Сидит, полузакрыв глаза, что-то временами записывает, а то и вовсе сидит расслабившись. На уроке есть все технические средства, которыми мы тогда пользовались (он был к этому предельно внимателен), не компьютеры, но тоже последнее слово в техническом оснащении урока. Некоторые романсы С.Есенина за неимением грамзаписей исполняю сама. Класс активен. Счастливая, я ухожу с урока. Да не тут-то было. Меня вызывают на ковёр.

Отметив положительные стороны урока, он спрашивает: «Вот вы в своём выступлении сообщили ученикам, что С.Есенин в определённый период своей жизни тяготел к городу. А что вы скажете о его следующих строчках:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы?

Я ошарашена. Не могу прийти в себя, а он, увещевая по-отечески, выпроваживает меня за дверь. Я начинаю штудировать С. Есенина: сборники стихов, монографии, воспоминания современников поэта. Мой пытливый ум старается ничего не пропустить. Я не только ищу ответ на вопрос директора, а вдруг в его голову взбредёт ещё что-нибудь, поэтому к диалогу с ним готовлюсь основательно.

При встрече с ним выпаливаю свой ответ:

– У С. Есенина в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» есть строчки:

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю.

В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,

Ни за что я теперь не желаю.

Слушать песню тележных колес.

И это дало мне основание высказать ту точку зрения на уроке.

Я не знаю, удовлетворил ли мой ответ директора, но видели бы вы его лицо! Он был счастлив не меньше, чем я. Я почувствовала, что что-то изменилось в нём по отношению ко мне. Мне было приятно видеть уважение этого уже немолодого человека.

Он никогда не переставал заниматься со мной. Я чувствовала его на открытых уроках, различных семинарах, педсоветах, на секциях учителей русского языка… казалось, он незримо присутствовал на всех этих мероприятиях. А бомбардировка вопросами шла всегда.

Это и каверзный вопрос после посещения урока по Гоголю: «А что означает «Сила одолела силу» в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»? А вот ещё: «На каком языке говорят современные греки, если вы утверждаете, что греческий язык мёртвый»? Этот вопрос был задан при анализе рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».

Всё это заставляло меня рыться в справочниках, энциклопедиях, исследовать творчество русских и зарубежных классиков. Таких уроков было много. Не нужно это понимать как академический урок. Уроков жизни было много. Всё это пригодилось мне в будущем, когда я работала завучем, потом директором, после его смерти. Трагической смерти.

А успех пришёл потом. Сегодня я – «Заслуженный учитель Республики Татарстан», «Отличник народного просвещения», победитель ПНПО-2008, награждена многочисленными дипломами, грамотами различного уровня.

Автор: Сабирова Саима Ахатовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Кулле-Киминская СОШ Атнинского муниципального района Республики Татарстан. Педагогический стаж 39 лет. Педагогические достижения: 1987 - Почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ; 1990 - Почетная грамота Министерства народного образования РФ; 1991 - знак «Отличник народного просвещения»; 2004 - «Заслуженный учитель школы Татарстана»; 2007 - Почетная грамота МОиН РТ; 2007 - Благодарственное письмо председателя Государственного Совета РТ; 2008 - Почетная грамота МОиН РФ; 2010-2011 - Почётные грамоты МОиН РТ за подготовку победителя и призёров региональной олимпиады по русскому языку и литературе.

4.4 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 31)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (10)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Валентина Алексеевна 30.09.2011 в 19:58

Саима Ахатовна, очень рада поставить Вам первую пятёрку: в моей жизни тоже был такой замечательный директор - Трошин Иван Алексеевич - математик, но хорошо разбиравшийся в литературе. Вы мне напомнили годы моей молодости. Спасибо Вам за это. С уважением, Валентина Алексеевна.

Саима 03.10.2011 в 13:35

Валентина Алексеевна! Я впервые работаю на этом портале. Мне было очень важно, чтобы поддержали меня. Вы стали для меня тем "стариком Державиным". Безмерно благодарна.

Наталия Васильевна 30.09.2011 в 23:13

Саима Ахатовна, с большим интересом познакомилась с Вашей историей! Действительно, как важно повстречать в начале пути такого мудрого наставника! Уверена, что теперь и Вы также с душевной щедростью поддерживаете молодых специалистов! Спасибо за такой тёплый и искренний рассказ)) 5!!!!!

Саима 03.10.2011 в 13:37

Я благодарю Вас. На самом деле я люблю свою работу, не представляю своей жизни без школы, честное слово.

Елена Ивановна 01.10.2011 в 00:13

Присоединяюсь к мнению коллег о Вашей статье: тронул Ваш рассказ, хорошо, что в Вашей педагогической деятельности был мудрый наставник. За Вашу искренность 5!

Саима 03.10.2011 в 13:40

Спасибо, я действительно была честна даже в мелочи.

Валентина Александровна 01.10.2011 в 13:53

Очень трогательная статья об учителе и о себе. Ваш педагогический стаж вызывает большое уважение. Ставлю вам 5 баллов за такой интересный рассказ.

Саима 03.10.2011 в 13:41

В течение моей долгой педагогической деятельности было много и хорошего , и плохого, но хорошего - больше. Спасибо за всё.

Наиля Фуатовна 01.10.2011 в 17:56

Здравствуйте! У Вас прекрасная работа! Как тепло Вы написали о своем наставнике директоре школы Фазулзянове Фарите Фазулзяновиче. Вы не только прекрасный педагог, но и замечательный человек! Спасибо за Ваше эссе! Только 5 баллов, жаль, что не могу больше.

Саима 03.10.2011 в 13:42

Ваш душевный отклик меня тронул. Спасибо большое.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!