Регистрация

Здоровьесозидающая деятельность педагога

  • 5 августа 2011

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»

Номинация «О педагогике – с любовью»

Финагина Ольга Валерьевна, Спирина Людмила Анатольевна

Эссе посвящено проблеме формирования культуры здоровья педагогов. Обоснована необходимость повышения компетентности педагогического коллектива в области здоровьесозидающей деятельности.

Здоровьесозидающая деятельность педагога

О том, почему данная тема актуальная в наши дни, не приходиться даже объяснять. Все прекрасно осознают, что за последние годы состояние детей, да и взрослых, значительно ухудшилось. Факторы, могут быть различными: плохое питание, загрязнения окружающей среды, общее ухудшение генофонда и др. Мы хотели бы коснуться лишь вопроса связанного с образовательными учреждениями и в частности с здоровьесозидающей деятельностью педагога.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» о здоровье учащихся Президент РФ Д. Медведев говорит, что «сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха».[1] Несомненно, это предполагает изменение характера педагогической деятельности.

В числе первоочередных задач системы высшего образования, дополнительного педагогического образования сегодня можно назвать подготовку квалифицированного специалиста, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры. Современный учитель-профессионал – это не просто специалист, знающий свой предмет, это, прежде всего транслятор культуры, понимаемой в широком смысле слова: культура трактуется и как продукт деятельности, и как качества Человека. Педагогическая профессия предполагает взаимодействие «человек-человек», поэтому профессиональная культура учителя должна включать в себя не только деятельность (профессиональный компонент), направленную на сохранение, укрепление здоровья учащихся, но и высокий уровень общей культуры, частью которой является культура здоровья педагога (личностный компонент).

Большинство образовательных учреждений, понимая актуальность данного направления, разрабатывают программы по формированию здорового образа жизни у учащихся, занимаются внеклассной работой в области здоровьесбережения. Но в основном реализация программ ложиться на плечи классных руководителей, а также преподавателей ОБЖ и биологии. Остальной педагогический состав образовательных учреждений занимается непосредственным выполнением своих обязанностей – обучением детей.

Если педагог не классный руководитель, если он предметник (учитель физики, географии, математики, литературы и т.д.), в чём же заключается его работа в области здоровьесозидания? Возможно это включение в материал урока информации о здоровом образе жизни. Но будет ли это актуально, если это делается от случая к случаю… В основном, каждый учитель-предметник знает, что должен подготовить детей к экзаменам, развить у ребёнка интерес к предмету, дать знания и т.д.

Если учитель-предметник не является специалистом в области гигиены, формирования здорового образа жизни, знания анатомии, то должен ли он заниматься этим вопросом? Или лучше, чтобы каждый выполнял свою работу и качественно. Пусть обучением основ гигиены научат медицинские работники. Возложить формирование интереса к здоровому образу жизни можно на классных руководителей в рамках воспитательной и внеклассной работы.

В чём же тогда заключается здоровьесозидающая деятельность любого педагога образовательного учреждения?

Ученик проводит в школе значительную часть времени. Только задумайтесь 5 (или 6) раз в неделю с сентября по май в течение 11 лет ученик ходит в образовательное учреждение. Получается колоссальное количество времени, в период роста и развития, ребёнок проводит в стенах образовательного учреждения. А теперь стоит вспомнить, что в период роста и развития ребёнка закладывается «фундамент» здоровья на всю дальнейшую жизнь. Можем ли мы педагоги не обращать внимания на влияние школы на здоровье учеников? Разумеется, нет.

По данным ИВФ РАО от 2002 года стрессовая педагогическая тактика – является основным негативным школьным фактором риска для здоровья учащихся. От 20% до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой.

Непосредственный контакт между учителем и учеником происходит на уроках. Урок – это основная форма учебного процесса в современной школе. Поэтому на наш взгляд, каждый педагог должен создать на своём уроке благоприятную для здоровья среду. Педагог не должен заниматься лечением, и может ничего не говорить о гигиене, но преподавая физику, математику, историю и любой другой предмет, он должен оценивать свой урок с позиции здоровьесозидания.

Каждый педагог должен создавать на уроке благоприятный психологический климат, учитывать двигательную активность учащихся и смену позы учащихся во время урока, использовать различные виды деятельности и умело их чередовать, использовать способы активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, умело использовать коммуникативно-информационные средства, контролировать моменты наступления утомляемости учащихся, замечать периоды снижения активности на уроке и многое другое. Но как оказывается, большинство педагогов не могут построить правильно урок с позиции здоровьесозидания.

Поэтому на наш взгляд образовательные учреждения должны заниматься обучением педагогических коллективов в области здоровьесозидающей деятельности. Культура здоровья педагога должна быть сформирована на высоком уровне.

Из опыта повышения компетентности педагогов в области здоровьесозидающей деятельности следует отметить, что:

– обучение педагогов должно быть систематическое,

– полученные знания должны применяться на практике,

– ранее обученные специалисты должны проводить анализ уроков и корректировать работу педагогов,

– каждый педагог должен научиться делать самоанализ занятий с позиции здоровьесозидания и здоровьесбережения,

– очень важен обмен опытом, так как у каждого педагог в отдельности, а также у учителей методических объединений имеются свои наработки, которые могут применять и другие педагоги учреждения.

При анализе нашей практической деятельности в области здоровьесозидания, были получены следующие результаты:

– К здоровьесозидающему уроку можно отнести уроки личностно ориентированные, так как они не только повышают мотивацию и интерес урока, но и способствую лучшему усвоению материала, поэтому не требуют домашних заданий, а соответственно, это время учащиеся могут использовать для активного отдыха, также данные уроки создают благоприятную психо-эмоциональную среду.

– Очень важно на уроках создавать «ситуацию успеха» для каждого ребёнка. На наш взгляд, особенно удачны для создания «ситуации успеха» серии уроков с применение проектной деятельности.

– С позиции здоровьесозидания высоко были оценены уроки-мастерские, а также уроки, на которых дети работали в группах. Хочется отметить, что данные формы уроков можно рекомендовать всем учителям, так как на этих уроках значительно повышается активность учащихся, материал усваивается лучше, возникает познавательный интерес и стремление детей к дальнейшему получению информации, повышается мотивация к обучению.

Хочется отметить, что к профессиональным заболеваниям у педагогов относятся различные заболевания ног. Педагогический мастерские, а также уроки, на которых дети работают в группах, значительно облегчают работу учителя: ему не требуется обходить всех учащихся, он подходит только к 5-6 группам, что уменьшает нагрузку на ноги; ученики лучше усваивают материал, поэтому не требуется тратить время и усилие на дополнительные внеурочные занятия.

В заключении, хочется отметить, что часто образовательные учреждения создают программы направленные на сохранение здоровья учащихся и педагога, исходя из рекомендаций Министерства РФ или Комитета по образованию региона. На наш взгляд, при составлении программ необходимо также учитывать специфику каждого образовательного учреждения: место расположения (город или село), экологическая обстановка в регионе, состав учащихся и педагогического коллектива и многое другое. Мы рекомендуем для составления наиболее результативной программы в области здоровьесозидания и здоровьесбережения, проводить предварительный мониторинг по выявлению проблем в конкретном учреждении.


[1] Президент Российской Федерации Д.Медведев Пр-271 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04 февраля 2010 г.

Автор: Финагина Ольга Валерьевна, ГОУ Гимназия №67, г. Санкт-Петербург Петроградский район. Учитель физики, методист, заместитель директора. Победитель городского конкурса «Новая школа глазами петербуржцев», 2011 г. Победитель I Всероссийского конкурса программ «Здоровье педагога – стратегия дальнего действия», 2010 г. Победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНП «Образование», 2009 г. Призер районного конкурса педагогических достижений «Учитель Петроградской стороны – 2008» и «Социальный проект – 2011». Спирина Людмила Анатольевна, руководитель Службы Здоровья. Победитель городского конкурса «Новая школа глазами петербуржцев», 2011 г. Победитель I Всероссийского конкурса программ «Здоровье педагога – стратегия дальнего действия», 2010 г.

4.2 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Ивановна 06.08.2011 в 17:39

Ольга Валерьевна и Людмила Анатольевна! У вас очень интересная и нужная статья. Прочитала 2-й раз, она подходит и для д/сада (чётче был-бы обозначен момент о соблюдении режима дня, нагрузок -о длительности занятий, двигательной активности детей в течении дня). В работе : забота о здоровье учителя. Важность этой проблемы неоспорима. Вам 5! Приглашаю на свои странички оценить статьи, какая понравится: конкурс "Педагогический альбом" за 5.07 "Я счастливая в мире самая!" и за 12.07 "Я поделюсь своим мгновением". С уважением Елена Ивановна

ОЛЬГА ФИНАГИНА 09.08.2011 в 14:15

Уважаемая Елена Ивановна,киньте ссылку,тк не могу найти работы. С благодарностью за теплые слова О.В. Финагина

Татьяна Петровна Алексеенко 18.08.2011 в 16:55

Ольга Валерьевна и Людмила Анатольевна, Ваша педагогическая позиция вызывает уважение. Здоровьесозидающая деятельность педагога актуальна в наши дни. Конечно Вам пять!
На внутренней части обложки журнала каждой группы крепится "Листок здоровья" с Ф.И.О. студента и его заболеванием. Каждый преподаватель нашего колледжа создает на занятиях благоприятную для здоровья среду, учитывая в своей работе состояние здоровья студента.
Приглашаю Вас посмотреть и оценить мои работы: "Три желания "золотой рыбке"... и "К 50 -летию полета в космос Ю.А.Гагарина".
С уважением, Татьяна Алексеенко.

Борисова Марина 25.09.2011 в 23:13

Педагогическая значимость неоспорима! Актуальная статья!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!