Регистрация

Почему основная масса педагогов живет бедно?

  • 11 сентября 2009

Как это ни печально, но и по день нынешний не определены критерии оценки труда учителя.

Почему основная масса работников образовательной сферы живет бедно? Отчего реформы, проводимые, казалось бы, с благими целями, дают весьма странный результат? Есть ли резервы для повышения доходов педагогов? Об этом и многом другом беседуем с председателем Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамарой БИРЮКОВОЙ.

Тамара Андреевна, ваше выступление на областном августовском педсовете наделало шума. Причем не только своим острым содержанием. Вы нарушили регламент по времени выступления, и чиновник, ведущий совещание, не преминул вам это высказать…

– Проблем, действительно, много. А касательно времени выступления… На мой взгляд, совещания, подобные августовскому педсовету, проходят не для того, чтобы зафиксировать: «мероприятие проведено, регламент соблюден». Основная задача педсовета, с моей точки зрения, – перед началом нового учебного года обсудить педагогам вместе с властью все «узкие» места образовательной отрасли.

Давайте поговорим о проблемах. С вашей точки зрения, какие из них являются ключевыми?

– По-прежнему низкой остаётся оплата труда. Сейчас, как вы знаете, у власти в отношении системы образования планов – громадьё. Что ни день – то объявление об очередных революционных преобразованиях. Однако создание современной инновационной образовательной системы просто невозможно без достойной заработной платы педагога. Именно она прежде всего обеспечивает мотивацию к высококачественному, эффективному труду.

Минуло два года с тех пор, как в школах нашей области введена новая система оплаты труда (НСОТ). При ее введении декларировалось: хватит платить «всем сёстрам по серьгам», надо оплачивать качество труда педагога. И что? Реформу провели в таком виде, что школьная система содрогнулась. На протяжении всего этого времени профсоюз не раз выражал свое несогласие с рядом принципов НСОТ. Кое-каких изменений нам удалось добиться. Но неизменной осталась сама суть НСОТ – увеличение зарплат производится не за счет наращивания объемов финансирования, а за счет закрытия и реструктуризации школ, сокращения педагогических кадров и других категорий работников системы образования.

Причем даже «высвободившиеся» таким путем средства идут не на стимулирование качественного образования, хотя эта цель в НСОТ и декларируется как главная, а на доплаты до уровня зарплат по ЕТС (компенсация потерь работников в зарплате при новой системе) и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Только вдумайтесь: новая система оплаты труда в Воронежской области не явилась стимулом для 47 процентов учителей! Зарплата у этой части учителей не только не повысилась, но и ушла в минус. И администрация вынуждена пускать заложенные на учебные расходы деньги на доплаты учителям до «дореформенного» уровня. Заявленный тридцатипроцентный фонд стимулирования на практике для большинства педагогов оказался недосягаемым.

Не все в порядке и с выплатами из фонда стимулирования. Размер и стабильность выплаты премии зачастую определяются не качественными показателями, а отношением директора школы к подчиненному. НСОТ дает возможность директору платить больше «угодным» и недоплачивать «неугодным».

К сожалению, и по сегодняшний день не определены способы и критерии достоверной оценки деятельности учителя. Зачастую Положения об оплате труда принимаются без учёта мнения профсоюза. Есть, к сожалению, руководители, которые школу считают своей вотчиной и требуют от работников безоговорочного выполнения его решений. Поступают жалобы на то, что директор заставляет учителя работать в школе 36 часов, а зарплату платит за 18. Самостоятельно распределяет премиальный фонд, доплаты и надбавки. Причем такие случаи не единичны. Во многих коллективах в связи с введением НСОТ, особенно при распределении стимулирующей части, возникает психологическая напряжённость.

За последние годы, как известно, уменьшилось число школьников. В результате педагоги малокомплектных школ недополучают в зарплате, так как не могут обеспечить норму наполняемости классов согласно нормативам…

– Препятствует повышению качества образования и оплата за ученико-часы. То есть в классе, где обучаются 30 человек, никто, по сути, не заинтересован в росте качества: учитель и так получит больше. Свою отрицательную роль в новой системе оплаты труда сыграли и заниженные нормативы подушевого финансирования. Для того, чтобы хоть как-то выжить, учителя вынуждены работать с двойной – тройной нагрузкой. Сегодня мы пришли к тому, что размер заработной платы уборщицы и педагога с высшим образованием и высшей категорией оказался на одной ступени – 4330 рублей. А точнее, дифференциация составила смешные цифры – от трёх до тринадцати рублей.

Куда же смотрел профсоюз, когда власти затевали этот эксперимент?

– Мы были категорическим противником введения НСОТ в ее нынешнем виде. Но власти (теперь уже многих из числа «реформаторов» нет на прежних их должностях), прямо скажем, действовали в этом вопросе нахрапом. Забрезжили федеральные гранты в рамках комплексного проекта модернизации образования – и власти кинулись в омут НСОТ с головой. Сразу же, как только чиновники обнародовали свои планы, мы представили подробнейшие поправки. Но… власти нас не услышали.

Там, где у профсоюзных работников есть возможность умерить «реформаторский зуд» власти рамками закона, эта возможность всегда используется. Так, например, в нашей области в Законе «Об областном бюджете на 2008 и на плановый период 2009-2010 годов» не были предусмотрены суммы доплат до МРОТ и повышение оплаты труда педагогических работников на 14 процентов. Из-за чего в школах области сложилась напряжённая ситуация. Профсоюз был вынужден обратиться в областную прокуратуру. Она внесла представление областной администрации об устранении выявленных нарушений законодательства, принятия конкретных мер. На заседании областной Думы были внесены изменения в закон об областном бюджете и дополнительно выделено 525,3 млн. рублей на заработную плату учителей.

Вы нарисовали довольно-таки невеселую картину с оплатой труда в школах. А что сейчас происходит в дошкольных учреждениях?

– Бедствие. К проблеме очень низкой оплаты труда теперь еще добавилась и проблема «уравниловки». Если в 2008 году зарплата в детских садах была увеличена за счёт доплат в размере 1000 и 500 рублей, то с января 2009 года в ряде районов они перестали совсем выплачиваться. В результате максимум, на что может рассчитывать высококвалифицированный воспитатель, работающий по 13-му разряду, – это 5 тысяч 40 рублей. Разница в его зарплате и зарплате сторожа составляет всего 710 рублей.

А как обстоят дела в начальном и среднем профобразовании?

– В Воронежской области – около 40 учреждений начального и среднего профессионального образования. Секвестирование бюджета лишило их средств для дальнейшего развития. В нынешнем году вообще не финансируются такие статьи, как текущий и капитальный ремонты, приобретение оборудования и хозтоваров. До смешного доходит: в аудиториях порой нет мела!..

Говоря о новой системе оплаты труда, вы отметили: ее суть в том, что увеличение зарплат производится не за счет наращивания объемов финансирования, а за счет закрытия и реструктуризации школ, сокращения кадров. Неужели здесь все так жестко увязано?

– Именно так. В этом-то и есть колоссальная проблема. Безусловно, демографическая ситуация складывается неблагополучно как в России, так и в Воронежской области. И этот фактор оказывает свое негативное влияние. Но в большинстве случаев закрытие и реорганизация учебных заведений диктуются лишь соображениями нехватки бюджетных средств на зарплату работников и на содержание зданий. И эта беда прикрывается модными ныне словами «реструктуризация» и «оптимизация» образовательной сети. Посмотрите статистику – темпы упомянутой «оптимизации» намного опережают цифры демографического спада. А сейчас и вовсе начался жесточайший прессинг по сокращению кадров образовательных учреждений.

За первой волной уничтожения малочисленных школ области пошла вторая – искусственно подталкиваемая рамками не только заниженного нормативного финансирования, но и письмом бывшего руководителя Департамента образования, спорта и молодёжной политики Юрия Савинкова «О мерах по сокращению неэффективных расходов средств местного бюджета». Письмо в феврале этого года было направлено во все сельские районы области. И тут пошли звонки с мест с жалобами: о сокращении классов-комплектов, о ликвидации и реорганизации школ, тотальном увольнении педагогов. И это в то время, когда не закончился еще учебный год. Цифры указывались беспрецедентные, то есть практически в каждом районе следовало закрыть от пяти до десяти школ.

Автор: Виктор Силин

http://zavuch.org/

4 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 20)
  • 11 сентября 2009
  • 3999
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Оксана Ивановна 20.07.2011 в 12:06

Работать учителем – это призванье
Достойное всяческих похвал.
Не за зарплату, не за званья
Здесь каждый профессию избрал! Удачи и Вам! За статью +5 !!! Приглашаю Вас оценить мою статью «Я судеб людских чародей и властитель»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!