Регистрация

Презентация к уроку окружающего мира на тему «Твёрдые тела, жидкости и газы»

  • 9 апреля 2013

Конкурс «Мастер мультимедийных технологий - 2013»

Номинация «Мультимедийные технологии в учебном процессе в начальной школе»

    Презентация сопровождает урок окружающего мира в 1 классе по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы.» (Образовательная система «Школа 2100»).

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма  проведения урока: урок-исследование.

    Формировать УУД:

    Познавательные:

    • умение извлекать информацию из схем;
    • умение выявлять сущность, особенности объектов;
    • умение на основе анализа объектов делать выводы;
    • умение устанавливать аналогии;
    • умение обобщать и классифицировать по признакам.

    Коммуникативные:

    • умение слушать и понимать других;
    • умение строить речевое высказывание;
    • умение оформлять свои мысли в устной форме;
    • умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

    Личностные:

    • умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Регулятивные:

    • умение определять цель деятельности на уроке;
    • умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
    • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Технические средства: компьютер, колонки, интерактивная доска, проектор, 4 ноутбука.

    Оборудование: шприц, ароматическая палочка, ткань протирочная, воздушный шар, большой пластиковый стакан, маленький пластиковый стакан, уголь, колба с водой, блокноты, карандаши, раздаточный материал для учащихся (4 колбы с водой, 4 больших пластиковых стакана, 4 маленьких пластиковых стакана, 4 шприца, 4 кусочка угля, 4 воздушных шара, блокноты, простые карандаши).

    Еще на первых уроках окружающего мира произвольно осуществлялось деление на группы «Учёные», сформированные  группы работают в таком составе в течение года.

    Методические рекомендации по использованию презентации: презентацию можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности, для более глубоко изучения свойств твердых тел, жидкостей и газов (необходимо помнить, что презентация рассчитана на учащихся 1 класса, второе полугодие). Смена слайдов происходит при помощи щелчка, что позволяет подстроиться под работу групп учащихся, также присутствует автоматическая смена слайдов. Перед применением презентации её необходимо заранее просмотреть.

    Эффективность и практическая значимость: с помощью презентации учащиеся лучше запоминают опыты, проводимые во время урока, самостоятельно формулируют выводы, которые затем  появляются на слайдах, визуально рассматривают путешествие капельки воды, изучают новый материал.

    Предварительная подготовкаодин ученик заучивает стихотворение о воде наизусть, заранее изготавливаются академические шапочки, устанавливаются тренажеры  на ноутбуках.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    - С первых минут жизни человек начинает изучать окружающий его мир. С каждым годом у него прибавляются опыт и знания. Но с каждым годом у человека добавляются и вопросы, на которые он хотел бы получить точные и ясные ответы. Получить их удаётся далеко не всегда - природа умеет хранить секреты и неохотно раскрывает свои тайны. А тайны можно обнаружить везде: в пучине океана, в вечной тьме древних пещер, в снежной пустыне и на вершине гор, в окружающих нас предметах... (2 слайд)

    - Сегодня на уроке продолжим раскрывать тайны природы, исследовать окружающий мир. Я предлагаю вам побывать в роли учёных. Наш класс становится научной лабораторией. Каждая группа – это мини-лаборатория, где необходимо соблюдать правила общения.

    - Какие правила общения в группах вы знаете?

    1. (1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
    2. Не шуметь, не мешать друг другу.
    3. Выслушать мнение каждого.
    4. Найти общее решение.
    5. Выбрать выступающего)

    - Молодцы, вы правильно назвали правила общения! (3 слайд)

    II. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы

    - Вспомните, о каких природных богатствах мы говорили на прошлом уроке.

    - На какие группы мы их разделили? (Живые природные богатства, неживые природные богатства, силы природы(4 слайд)

    - Я покажу вам несколько предметов. Демонстрирую уголь, колбу с водой, воздушный шар.

    - Что это? (Камень - уголёк, вода в колбе, воздушный шар)

    - Что находится внутри воздушного шарика?

    (Воздух, газ)

    - Что находится внутри колбы? (Вода, жидкость)

    - Что объединяет эти предметы? (Это неживые природные богатства)

    – Как вы думаете, у них одинаковые свойства? (Нет)

    – Чем они отличаются? (Кусочек угля – твёрдый, вода – жидкая, воздух – газ.) (5 слайд)

    Размещаю на доске карточки со словами:

    • Твёрдые тела
    • Жидкости
    • Газы

    - Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? (Твёрдые тела, жидкости газы),

    - Правильно, тема нашего урока “Твёрдые тела, жидкости газы”.

    - На какие вопросы, опираясь на тему урока, вы хотите получить ответы?

    Записываю на доске вопросы, составляя тем самым вопросный план.

    1. Какие тела можно отнести к твёрдым, жидким и газам?
    2. Меняется ли форма у твёрдых тел, жидкостей, газов?
    3. Можно ли сжать газ, жидкости, твёрдые тела?
    4. Что необычного в воде?
    5. Какими свойствами обладает вода?
    6. Всё может раствориться в воде? (6 слайд)

    III Совместное открытие знаний

    - Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? (Ответы учащихся, среди которых могут быть ошибочные: Конечно, могут иметь одинаковые свойства. Не могут иметь одинаковые свойства.)

    Наши мнения разошлись. Как определить кто прав? (Надо изучить твёрдые тела, жидкости и газ)

    - Правильно. Проведем исследования в наших мини - лабораториях.

    Опыт № 1

    - Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? (Ответы учащихся, среди которых могут быть ошибочные: Могут иметь постоянную форму.Не могут.)

    - Проведём опыт

    1. Твёрдое тело

    - Возьмите кусочек угля, положите в большой пластиковый стакан, переложите в маленький пластиковый стакан. Кусочек угля изменил свою форму?

    Вывод: твёрдые тела не изменяют форму.

    2. Жидкость

    - Перелейте воду из колбы в большой пластиковый стакан, а затем перелейте воду в маленький пластиковый стакан. Что заметили?

    Вывод: жидкость сохраняет форму сосуда, жидкости изменяют форму.

    3. Газ.

    - Возьмите воздушный шарик. Надуйте его чуть - чуть. Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть? (Газ заполняет весь шарик)

    - Какую форму приобрёл газ? (Форму шарика)

    Вывод: газ изменяет форму

    - Мы ответили на второй вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ.

    - Какой вывод можно сделать после проведённых опытов?. (7 слайд)

    Опыт №2

    Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газы? (Ответы учащихся, среди которых могут быть ошибочные: Могут .Не могут.)

    - Проведём опыт №2:

    1. Твёрдое тело

    - Попробуйте сжать кусочек угля. Удалось это выполнить? (Нет)

    - Как вы думаете почему?

    Вывод: твёрдые тела не сжимаются.

    2. Жидкость

    - Наберите в шприц без иглы воду и попробуйте сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. Удалось сжать воду? (Нет)

    Вывод: жидкости не сжимаются.

    3. Газ.

    - Наберите в шприц без иглы газ (воздух) и попробуйте сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. Что происходит с поршнем, когда вы пробуете сдавить его? ( Он двигается)

    Вывод: газ сжимается

    - Мы ответили на третий вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ.

    - Какой вывод можно сделать после проведённых опытов?

    ВЫВОД: твёрдые тела и жидкости нельзя сжать, а воздух сжать можно. (8 слайд)

    Опыт №3

    Перед уроком, зажигается ароматическая палочка, и прячется в углу класса, за цветами. Учащиеся об этом не знают.

    - Скажите, а вы почувствовали необычный запах во время урока? (В классе постепенно появился сладкий запах цветов)

    Я согласна с вами. Демонстрирую ароматическую палочку.

    - А почему аромат вы почувствовали на расстоянии? (Воздух донёс до нас аромат)

    - А где находится воздух? (Воздух/ газ находится везде.)

    Вывод: Если газ находится, например, в комнате, то он не скапливается около пола или над потолком, а заполняет собой всю комнату. (9 слайд)

    Физминутка для глаз (10, 11 слайд)

    Опыт №4

    - Вы любите смотреть цирковые представления? (Да)

    - А фокусы вам нравятся? (Да)

    - Фокусник может превращать одни предметы в другие. А в жизни такое возможно? (Нет)

    - У нас есть ученики, которые превратили одно тело в другое. Интересно узнать как это получилось? (Да(12, 13 слайд)

    1 ученик рассказывает о превращении воды в лёд (Я взяла формочку, наполнила её водой и поставил в морозильную камеру. Через некоторое время, я увидела, что вода замёрзла.

    Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело – лёд).

    - Мы ответили на чётвертый вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ

    Опыт №5 (14,15 слайд )

    2 ученик рассказывает о превращении воды в пар. (Я взяла чайник. Наполнила чайник наполовину водой. Включила чайник . Через некоторое время вода в чайнике стала булькать – закипела. Сестра открыла крышку чайника, и я увидела, как вверх стал подниматься пар – газ. Вывод: вода при нагревании становится газом - паром).

    ВЫВОД: Вода - жидкость, но при нагревании она становится газом - паром. При охлаждении пар снова превращается в воду. Если мы продолжим охлаждать воду, она превратится в твёрдое тело – лёд

    - Мы ответили на чётвертый вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ.

    - Я предлагаю всем отдохнуть.

    Интерактивная физминутка. (16слайд)

    - Представьте, что вы находитесь по морском побережье.

    - Вы плаваете в море, покажите как.

    - А сейчас вы в роли птиц.

    - А теперь вы “кораблики”. ( Дети показывают движения)

    Подул сильный ветер, покажите. (Дуют)

    Сказка “Путешествие Капельки”

    Я предлагаю вам послушать сказку о Капельке Воды.

    Святослав Сторожев 

    "ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ" 

    (Выразительное чтение учителем, демонстрация анимации). (17 слайд )

    Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду, 
    Не слушалась родителей: 
    "Куда хочу пойду!" 
    С подружками резвиться могла хоть целый день, 
    Смеяться и кружиться ей никогда не лень. 
    Могла поплыть налево, направо плыть могла, 
    Могла подпрыгнуть смело - подумаешь, дела! 
    Её усатый дядя Сом устал предупреждать: 
    "Там солнце греет всё кругом и может в гости взять". 
    "Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать, 
    Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать". 
    Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало. 
    "Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!" 
    И что же с Капелькой стряслось? 
    Лишь только пар взлетел. 
    Предупреждение сбылось - вдаль дядя Сом смотрел. 
    Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал, 
    И кто хотел, кто не хотел - водою снова стал. 
    Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч, 
    И Ветер вдруг как засвистит: 
    "Я тоже, мол, могуч!" 
    И хлынул дождик проливной, всю землю окропил. 
    И вот поток уже речной все капли подхватил. 
    И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей, 
    И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей. 
    "Ну что? - спросил усатый Сом, - ведь я не зря кричу!" 
    "Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!" 

    - Такое путешествие воды в природе называется “Круговорот воды в природе”.

    ВЫВОД: Капельки воды превращаются в пар и попадают на небо. Капельки скапливаются в тучки, потом в виде дождя (или снега, если наступила зима) спускаются на землю, затем под действием солнца превращаются снова в пар, поднимаются в небо и от туда снова, в виде осадков, спускаются на землю. Круговорот воды в природе происходит постоянно/

    IV. Применение нового знания

    Расскажите с помощью схемы, что происходит с водой. (18 слайд )

    (Вода при сильном охлаждении превращается в лёд. При нагревании лёд превращается в воду. Если продолжать нагревать воду до кипения, то вода превращается в пар-газ. Вода может быть твёрдым телом- льдом, жидкостью, газом)

    - Послушайте стихотворение о воде.

    (Выразительное чтение учеником)

    В природе путешествует вода,
    Она не исчезает никогда.
    То в снег превратится, то в лёд,
    Растает и снова в поход.
    По горным вершинам,
    Широким долинам,
    Вдруг в небо взовьётся,
    Дождём обернётся.
    Вокруг оглянитесь:
    Вас окружает везде и всегда
    Эта волшебница – наша вода. (19 слайд)

    V. Первичное закрепление изученного материала

    - Мы ответили на первый вопрос, записанный у нас в плане? (Да) Фиксирую на доске, что на вопрос получен ответ.

    - Я предлагаю вам поработать с тренажером. Проверить, как вы запомнили новый материал.

    Работа с тренажером. Работа с ноутбуками, интерактивной доской. (20 слайд)

    VI. Подведение итогов

    - Сегодня вы, побывали в роли ученых, я хочу вам вручить академические шапочки, которые будут напоминать вам об исследованиях, прошедших сегодня. (Вручение академических шапочек)

    - Я прошу группы подумать и завершить предложения (21слайд)

    СЕГОДНЯ Я БЫЛ УЧЁНЫМ.

    • Я УЗНАЛ, ЧТО....
    • Я СМОГ....
    • БЫЛО ТРУДНО...

    - Спасибо за сотрудничество!

    -  На все вопросы, поставленные в начале урока, мы ответили? (Нет) (22 слайд)

    - Ответы на оставшиеся вопросы вы узнаете на следующих уроках окружающего мира.

    Презентация «Твёрдые тела, жидкости и газы»

    Автор: Манаенко Зинаида Юрьевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ № 6, село Гофицкое, Петровский район Ставропольского края. Стаж работы 18 лет.

    4.7 из 5 звезд
    (голосов: 7, сумма баллов: 33)

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (5)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Эльнара Талятовна 11.04.2013 в 16:54

    Уважаемая Зинаида Юрьевна! Просмотрела вашу работу. Прекрасный урок с чётко обозначенными целями и задачами. Намечена проблема, определены пути её решения. Умело использованы приёмы, направленные на активизацию детской аудитории. Урок наделён игровым мотивом, а всем известно, что в первом классе у детей ещё заметно преобладание игровой деятельности над учебной. Вхождение в образ научных сотрудников обязательно оживит детей. Через весь урок проходит поисковая, опытническая деятельность, которая повысит продуктивность работы. Хочется сказать словами великого Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму». Эти слова очень характеризуют сценарий вашего урока. Очень ценный момент урока, где ребята устанавливают правила общения и поведения- это хороший настрой на предстоящую работу. Но применительно к презентации есть вопросы. Мне не хватило автономности вашей работы. Пока детально не изучила ход урока, не поняла смысла презентации. В работе нет единства стиля, отсутствует некая целостность при восприятии. На некоторых слайдах неравномерно использовано пространство. Хочется наделить материал динамизмом. Хороший результат даст интеграция в презентацию , звукового сопровождения, видеовставок (например ,в месте где говорится о тайнах природы или где ученик рассказывает о превращении воды в пар). Можно озвучить сказку «Путешествие капельки» в самой работе, что увеличит остроту восприятия. Неплохо добавить обобщающий слайд, где в краткой форме, после ответа ученика, появляются выводы, ключевые понятия и.т.д. С помощью гиперссылок можно возвращаться к слайду, на котором намечен вопросный план, и отмечать его выполнение с использованием красочных значков или картинок. Тогда учителю не надо делать отметки на доске. Из ваших материалов получается, что вы дублируете на доске то, что проецируете на экран(н-р, запись вопросов). Не совсем понятно использование слайда №20, его практическая значимость. Тема конкурса «Мастер мультимедийных технологий», поэтому приходится оценивать не сценарий урока, а мультимедийное пособие к уроку. А самим содержанием урока вы можете гордиться. Спасибо за опыт. Извлекла много полезного для себя. Удачи в конкурсе!

    Светлана Александровна 11.04.2013 в 20:32

    Спасибо за желание делиться опытом с коллегами, удачи!

    Амосова Светлана Александровна 13.04.2013 в 15:45

    Уважаемая Зинаида Юрьевна! Вы участвуете уже во втором конкурсе нашего портала! Желаю Вам успехов в освоениии программы и удачи!

    Мезенцева Зинаида Юрьевна 15.04.2013 в 11:34

    спасибо

    Юлия Викторовна 15.04.2013 в 13:49

    Замечательный урок . замечательная презентация. 5 балов!

    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Как стать экспертом наших конкурсов

    Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!