Регистрация

Проект «Мои домашние друзья»

  • 25 мая 2011

Конкурс «Детский исследовательский проект»

Номинация «Окружающий мир»

Мы часто просим своих родителей подарить нам домашнее животное. С одной стороны, вроде бы и хорошо, что мы будем ухаживать за собачкой или кошечкой, а с другой, родителям не хочется лишних проблем и мусора в доме. Как быть? Какую пользу могут принести домашние животные нам и нашим родителям? Эти вопросы и стали решающими для проведения мною собственного исследования. 

Актуальность моего исследования в том, что мне интересно показать связь между животными и их хозяевами и как эта связь влияет на эмоциональное состояние.

Целью данной работы является проведение эмпирического исследования поведенческих особенностей домашних животных.

Задачи:

  • изучить материалы по источникам о домашних животных (кошке, рыбках, хомяках);
  • провести наблюдение за своими домашними питомцами;
  • сделать выводы об особенностях их поведения.

Объект исследования: хомячок Тырсик, мой котик Асик и золотые рыбки.

Гипотеза: Я предположила, что мои любимые питомцы повышают настроение, а значит укрепляют здоровье, учат нас быть внимательными и прививают любовь.

Методы исследования:

1. Изучение литературы о животных.

2. Работа с Интернет рисурсами.

3. Практическая работа.

4. Анализ проделанной работы.

Место проведения исследования: домашние условия.

Время проведения исследования: январь-май 2011 года. 

Ход исследования

Животное становится полноправным членом семьи, он такой же, как и все, просто не может выразить словами свои чувства и желания. Животные сильно привязываются к нам и становятся преданным и верным другом. Совместная жизнь с животными – это наилучшая возможность, научиться нести ответственность, заботиться о ком-то, завоевать чьё-то доверие и избежать одиночества, снять стресс и расслабиться.

В классе в марте-апреле 2011 года проведен блиц-опрос, в котором приняли участие 24 ученика и их родители. Респондентам* были предложены следующие вопросы:

Есть ли у Вас необходимость заводить дома животное?

1) да 2) нет 3) не знаю.

Ответы респондентов-учащихся

Таблица1

 

Да

Нет

Не знаю

Количество

22

0

2

Ответы респондентов-родителей

Таблица2

 

Да

Нет

Не знаю

Количество

16

5

3

На основе анкетирования были сделаны следующие выводы: К заведению домашних животных в семье большинство учащихся и родителей класса относятся положительно. Респонденты отдали предпочтение хомякам, рыбкам и кошкам.

Домашние животные обладают рядом качеств, сходных с человеческими, – эмоциональность, способность выражать свои переживания определенными действиями, звуками, мимикой. Они реагируют на человека, и человек чувствует, что животное отвечает на его любовь привязанностью, преданностью, собственной любовью. Можно говорить о «дружбе» человека с животными, о способности их понимать своего хозяина, сочувствовать ему, сострадать, а подчас и об особой надежности. Верности, преданности животного человеку, едва ли не более прочной, чем в отношениях людей.

Мой нежный и ласковый зверь…

В России кошка всегда считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Ряд народных примет и пословиц характеризует отношение к кошкам простых людей, любивших ее и нуждающихся в помощи этого нетребовательного и ласкового животного. Наши питомцы делят с нами кров на протяжении тысячелетий. И такое соседство можно назвать взаимовыгодным: кошки ловили мышей, а люди наслаждались обществом кошек. Однако нам никогда не удавалось подчинить себе кошек. Кошки, заняв прочное место в наших домах и в нашей жизни, все же по-прежнему остаются весьма независимыми. 

Происхождение домашней кошки

Кошка на Руси появилась cначала 7 века. Ее завезли торговцы и воины. Они жили при церквях и монастырях, в боярских палатах, и деревенских избах. Кошке отвели почетное место хранительницы домашнего очага. При переезде в новое жилище её первой запускали в дом. В мире больше 1000 пород кошек. Но среди них существует одна – единственная, самая главная – мой кот Асик, но я не всегда понимаю его поведение.

Поведение домашних кошек проживающих в семье связано с наличием добрых отношений между кошкой и человеком, взаимной привязанности человека и кошки, которая перерастает в настоящую дружбу.

Чтобы построить крепкие и дружеские отношения со своим котом, очень важно научиться понимать ее желания и потребности.

Для нас, людей, язык – важнейшее средство общения. С помощью речи мы объясняемся с другими людьми и выражаем свои чувства, пристрастия, показываем свое расположение духа. Язык – самое универсальное средство общения между людьми, он позволяет передать все сообщения, предназначенные для других людей.

Во мне возник дух исследователя, и я решила понаблюдать за своей кошкой.

И вот, я вывела несколько советов при проведении наблюдений:

  • не приближайся слишком быстро;
  • не делай резких движений;
  • не смотри прямо в глаза кошке;
  • старайся не шуметь.

По глазам своей кошки Мурки я могу определить, как она себя чувствует.

Мои наблюдения

С сентября по ноябрь я наблюдала за своей кошкой и сделала следующие выводы:

Наблюдения

Выводы

Глаза кошки открыты широко

Кошка в хорошем настроении, уши у нее навострены вперед. Будучи любопытной, она изучает мир.

Избегающий взгляд

Кошка сделала что-то недозволенное. Но у киски никогда не бывает виноватых глаз, как у нашкодившей собаки!

Кошка смотрит тебе в глаза

Между кошками это означает вызов!

Глаза кошки полузакрыты

Кошка доверяет мне. Но не заблуждайтесь: несмотря на видимую расслабленность, кошка следит за всем, что шевелится!

Постепенно я научилась хорошо понимать «слова» своей кошки. Вот несколько из них:

«Я голодна!» – звучное, настойчивое «мяу».

«Я боюсь!» – горловой звук, короткий вскрик.

«Мне больно!» – «пронзительный крик».

«Ты мне надоел!» – приглушенное ворчание.

«Займись мной!» – короткое нежное мяуканье.

«Я хочу укусить тебя!» – пощелкивание челюстями.

Путем наблюдения я выяснила, что если моя кошка сильно напугана чем-нибудь, то она сообщает мне об этом громкими воплями, напоминающими что-то вроде «врау-врау».

Увидев меня, она приветствует негромким, мягким, почти утробным звуком «ррррр».

Если Мурка хочет что-то от меня (например, молока), то она вежливо просит меня высоким вопросительным (в конце тон ее голоса еще больше повышается) «ирр».

Если мой «домашний тигренок» сильно проголодался, то она оповестит меня об этом громким и отрывистым «мяу – мяу», которое будет беспрерывно, иногда растягиваясь в звучании гласных.

Если Мурка сильно сердита, она громко и угрожающе фыркает и шипит, добавляя веское «кхх».

При хорошем настроении, когда кошка чувствует себя хорошо и спокойно, она умиротворенно мурлычет. Чем сильнее и громче она мурлычет, тем «шикарнее» она себя чувствует.

Выводы

Наблюдая за своей кошкой Муркой, я учусь понимать ее желания и потребности. Ведь правильное общение с кошкой – залог хороших отношений с ней. Сейчас же узнав о том, что конкретно означает то или иное ее движение, действие, поступок или воспроизводимые ею звуки, я могу добиться взаимопонимания со своим любимцем.

Хозяин закромов

Я прочитала много литературы о хомяках, прежде чем взять в дом маленького, забавного, рыженького друга Тырсика.

У меня живет сирийский хомячок. называют также золотистым. Мой хомячок – добрый, доверчивый и очень симпатичный зверек. Посмотрите, какая милая мордочка у моего Хомки: глазки, как чёрные бусинки, около рта усики, ушки торчат, сзади маленький хвостик. А какие у него лапки? Да, верно, розовые, коротенькие с маленькими, игрушечными пальчиками. Он любит умываться сразу двумя лапками, стоя на задних. Спит он, свернувшись в клубок, смешно прикрывшись розоватыми лапками. Хомячку очень нравится лазить, поэтому для него в клетке поставлено беговое колесо.

Хомячок – это не игрушка! Это живое существо, требующее заботы, внимания и правильного ухода!

В этой клетке живёт мой хомячок. В клетке толстые прутья, потому что тонкую сетку и прутья хомячки перегрызают острыми зубками. Для гнезда в клетку наложены лоскутки из мягкой ткани, опилки, чтобы хомячок мог устроить для себя удобное гнездо.

Кормление

Хомячки очень запасливы и чистоплотны. Когда я даю корм, то он частенько начинает набивать им щеки, а потом некоторое время ходит с надутыми щеками, думая, куда все это положить.

Хомячок Хома ест сухие зёрна разных растений, овощи, фрукты, зелень, сухой хлеб. Он пьет воду.

Ест он, сидя на задних лапках, а пищу держит в передних. Кладет зёрна в рот и грызет их зубами. Недаром хомячков называют грызунами Во рту у них есть большие защёчные мешки. Когда хомячок сыт, он туго набивает зерном защёчные мешки и переносит в кладовую, где высыпает его. Мой Хомка любит получать лакомства из моих рук. Противоположный уголок клетки он выбирал для туалета и всегда ходит в одно и то же место.

Выводы

Мой хомяк Хомка помог мне узнать много нового о жизни грызунов, а прочитанная литература подтолкнула меня к созданию миниэнциклопедии «Хомячье счастье», где мне захотелось предложить свою классификацию этих забавных зверюшек. Позже появился буклет с рекомендациями по кормлению и уходу за хомяками и памятка о их поведении. На уроке окружающего мира я рассказала о своих наблюдениях одноклассникам и четверо моих друзей тоже завели хомячков. Теперь мы проводим фото сессии наших домашних питомцев, обмениваемся книгами о них, с удовольствием рассказываем друг другу о их забавных проделках.

Я рада, что в моей семье проживает удивительное пушистое чудо. Благодаря ему, я стала более нежной, заботливой, ответственной.

Ниспадающие вуали, горящие золотом

Ну кто хотя бы раз не слышал сказку «О золотой рыбке» А. С. Пушкина? Произведение было написано в далёком 1833 году под влиянием, как считают некоторые историки и литературоведы, впечатлений о чудо – красных – рыбках, как раз в эти годы завозимых в Россию из далёких заморских стран. И действительно, маленькие золотые рыбки, как будто, пришли к нам в жизнь из сказки.

Самые давние сведения о золотых рыбках были обнаружены в Китае в VI веке до нашей эры. А самое большое развитие в разведении золотых рыбок происходило в период династии Мин. Именно тогда появились предшественники всех современных пород золотых рыбок. Далее золотые рыбки распространились в Корею, а затем и в Японию. Японские аквариумисты вывели много различных видов золотой рыбки.

Мои наблюдения и знания

Кормление золотой рыбки – весьма сложный вопрос, прежде всего для новичков. Дело в том, что эти рыбы весьма прожорливы и вечно голодные. Каждый раз, проходя мимо аквариума, я вижу её несчастную мордочку, жадно «кричащую»: «Дай! Дай!» Но Вы должны быть твердыми и не идти на поводу у рыб. Тренируйте свою и их силу воли, помните правило: чем рыба голоднее, тем она здоровее. Кормить золотых нужно один или два раза в день мелкими порциями, чтобы все съедалось за 5-10 минут и меньше (если кормите два раза в день, соответственно порции уменьшайте вдвое). Перекорм является очень распространенной проблемой при содержании этих рыб.

Золотые рыбки всеядны. Следовательно, рацион для них должен быть разнообразным. Туда входят живые корма и растительная пища.

Я даю своим рыбкам растительную пищу – салат, огурец, укроп, капусту. Все это ошпариваю, мелко режу и подаю рыбам. Они это любят.

Золотые рыбки любят «копаться в камнях» (как будто грядки на огороде копают), поэтому я рекомендую использовать речные камни.

Выводы

Наблюдая за жизнью обитателей аквариума, можно увидеть очень много интересного. Надо только приучить себя делать это внимательно. А можно попытаться вывести какую-либо новую породу рыб. Я выступил на классном часу с рассказом о своей рыбке и предложил свои одноклассникам изобразить ее портрет. Получилась целая картинная галерея.

Не зря говорят, что природа – это раскрытая книга и надо только уметь ее читать, а для этого надо научиться терпеливо наблюдать.

Наблюдение за животными заставило нас самих обратить внимание на свое поведение, эмоции не только в отношении домашних любимцев, но и к окружающим нас людям.

Автор: Воробьева Анна, 11 лет, ученица 5 А класса МБОУ Гимназия, р.п.Чишмы, МР Чишминский район Республики Башкортостан. Руководитель: Янбарисова Рида Гизаровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ Гимназия, победитель конкурса лучших учителей РФ, р.п.Чишмы, МР Чишминский район Республики Башкортостан. Педагогический стаж - 27 лет.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 10, сумма баллов: 45)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нефёдова Евгения Николаевна 27.05.2011 в 12:36

Отношение детей к животным - это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитания доброго отношения к животным, уважения к их жизни, - при этом достигается и другая цель - формирование нравственного человека в целом. Рида Гизаровна, замечательно, что Вы с детьми работаете в этом направлении. Анна, твоя работа заслуживает высокой оценки. Молодец!

Болутанова Надежда Викторовна 28.05.2011 в 18:06

Аня и Рида Газаровна, познакомилась с вашей работой. Молодцы! Работа проведена и подготовлена методически верно, сформулированы выводы, подготовлена качествнная презентация. Успехов вам!

Рахимова Лилия Махмутовна 29.05.2011 в 18:16

Самая большая ценность данной работы заключается в том, что Аня научилась соотносить собственные наблюдения с теми научными выводами и предположениями, с которыми познакомилась в прочитанной литературе. Молодец!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 10:29

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!