Главная страница » Для детей » Раздел «Детский проект»

Проект «Оригами и математика»

Конкурс «Детский исследовательский проект»

Номинация: «Математика»

«Великий квадрат не знает пределов»

Японская народная пословица

Искусство оригами увлекло меня еще в раннем детстве. Мы вместе с бабушкой складывали  простые фигурки из бумаги, когда мне было всего три года! Конечно, это было не обучение, а игра – волшебное превращение простого листочка в игрушку! Оригами – это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок.

Я обратила внимание, что искусство оригами сочетает в себе красивые формы и удивительно правильные линии. А на уроках в школе мне всегда больше всего нравилась математика…   Мне стало интересно, насколько близко связано искусство оригами  с математикой? Может быть, именно из-за этого мастера оригами говорят, что при складывании фигурок «голова работает руками» и очень успешно.

Гипотеза: Искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения.

Цель: установить взаимосвязь искусства оригами и науки математики.

Задачи:

  • Знакомство с основными этапами изучения  оригами.
  • Анализ взаимосвязи  основ оригами и математики.
  • Поиск исторических фактов.
  • Знакомство с понятием многогранник.
  • Изучение видов многогранников.
  • Исследование возможности техники оригами для создания правильных многоугольников и многогранников.

Объект исследования – связь искусства оригами и математики

Предмет исследования – лист бумаги.

Методы исследования :

  • поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы);
  • практическая работа

Ход работы

Вот перед нами обычный лист бумаги, чаще всего прямоугольной формы (стандартный лист с размерами 21-29,6). Чтобы превратить лист бумаги в  фигурку, можно обратиться к искусству оригами.

Сейчас в оригами существует три основных течения.

Первое течение традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат.

Второе течение модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы.

Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.

То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов.

При работе с квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона, диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части, угла на части, со способами складывания квадрата и складывания из квадрата других геометрических фигур. Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости.

Продолжая исследование, складывая модульные конструкции, традиционные кусудамы, я пришла к выводу, что они напоминают геометрические тела. И я погрузилась в оригаметрию. Складывание многогранников – увлекательнейшее занятие, но вместе с тем и не простое. Оно требует аккуратности, точности и высокого сосредоточения внимания.

Существует пять правильных многогранников, которые называют Платоновыми телами. Они составлены из правильных многоугольников (тетраэтд – 4 треугольника, октаэдр – 8 треугольников, икосаэдр – 20 треугольников, куб – 6 квадратов, додекаэдр – 12 пятиугольников). Неоценимую помощь в изготовлении многогранников может принести оригами. Вы можете изготовить многогранник любого размера без всякой выкройки. Нужно только выбрать размер листа бумаги. Кроме того оригамный многогранник всегда можно разобрать, а его модули при этом не займут много места.

По результатам моего исследования можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась. Вывод: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Занимаясь оригами, я вышла за границы стандартной программы по математике в начальной школе и познакомилась на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве.

Я провела мастер-классы по изготовлению многогранников в своем классе, для старшеклассников нашей школы, в объединениях станции юных техников №2 город Красноярска,  на городской ассамблее «Красноярск. Технологии будущего» для детей и взрослых. Мне было очень приятно поделиться знаниями, полученными в результате исследования.

Автор: Королева Даша, 11 лет, объединение «Оригами», МОУ ДОД СЮТ №2, город Красноярск. Даша несколько лет увлекается искусством оригами, неоднократно становилась победителем и призером районных, городских и краевых мероприятий. Всегда рада поделится своими знаниями и навыками, приобщая детей и взрослых к великому искусству, которое дает пищу для головы и радость для сердца. Руководитель: Тарасова Нина Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей категории, стаж работы 29 лет, МОУ ДОД СЮТ №2, г. Красноярск.

laffit

Оценка статьи:

Просмотров статьи: 28479
Средний балл: 4.5 из 5 звезд (голосов: 13, сумма баллов: 59)

Комментарии ():

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Гелиос Гелиос пишет 25.05.2011 в 21:59

Даша, поздравляю! Отличная работа.

Евгения  Николаевна Евгения Николаевна пишет 27.05.2011 в 00:10

Знакомство с работой, выполненной Дашенькой, показывает, что её исследование целиком отвечает целям и задачам данного конкурса . Работа носит исследовательский характер и позволяет девочке сделать интересные обобщения и выводы. Молодец!Нина Анатольевна, спасибо за представленную работу!

Надежда Викторовна Надежда Викторовна пишет 27.05.2011 в 02:29

Даша и Нина Анатольевна, познакомилась с вашей работой! Молодцы! Исследование проведено методически правильно. Подготовлено качественное визуальное сопровождение презентации. Удачи вам!

Ирина_Александровна Ирина_Александровна пишет 29.05.2011 в 16:56

Прекрасная работа! Выдержаны все этапы исследования, подготовлена яркая презентация! Молодцы!

Лилия Махмутовна Лилия Махмутовна пишет 29.05.2011 в 20:32

Данный межпредметный исследовательский проект основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии. Хорошая работа! Новых открытий!

Натали Я Натали Я пишет 09.06.2011 в 17:15

Даша! замечательная работа! какой тонкий психологический ход: "Вы хотите попробовать?" Да! захотелось! Удачи!

Елена. 50 Елена. 50 пишет 18.03.2012 в 23:42

Хорошая работа, четкая и ясная.

Анжелика Бондарева Анжелика Бондарева пишет 11.04.2013 в 20:46

Даша! замечательная работа! Так всё красиво! Я решила попробовать сделать букет. А тебе желаю удачи в конкурсе. Ставлю 5.

8

Другие публикации раздела «Раздел «Детский проект»»

Изучение модели экрана и движение черапашки в ЛогоМирах

В данной работе экспериментальным путем были найдены координаты черепашки на границах области поля. Доказано, что поле, в этих приделах, имеет форму прямоугольника и представляет прямоугольную систему координат. А экран, по которому движется черепашка, за пределами прямоугольника, является тор. Составлены игровые программы для психолога.

Просмотров статьи: 2304, комментариев: 6

Средний балл: 4,2 из 5 звезд (голосов: 9, сумма баллов: 38)

Проект «Маяк: история и современность»

Отдыхая с родителями в Крыму, я посетил морские экскурсии в г. Севастополе. Там я увидел много кораблей. Меня заинтересовало, а как же ориентируются моряки в море? Как устроен маяк?

Просмотров статьи: 297, комментариев: 4

Средний балл: 5 из 5 звезд (голосов: 2, сумма баллов: 10)

Дом, в котором я живу!

Я проживаю в сельском поселении Отрадное Хабаровского края. Оно расположено по обе стороны Федеральной трассы М 60. Жителям каждый день приходиться преодолевать препятствие – трасса! И не всегда это происходит безопасно!

Просмотров статьи: 1764, комментариев: 6

Средний балл: 4 из 5 звезд (голосов: 6, сумма баллов: 24)

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Регистрация на сайте «О детстве» даст вам много преимуществ.

Узнать, какие именно

Как сформировать вдумчивого читателя?

Для детей

Воспитание – великое дело. Им решается участь человека. В. Белинский

Лучшие статьи недели

Все разделы

Опрос недели

Доп. занятия вашего ребенка?

Доп. занятия вашего ребенка?

  • Компьютеры
  • Школа танцев
  • Спортивная секция
  • Музыкальная школа
  • Изостудия
  • Театральная студия
  • Ничего не посещает
  • Другое

Ответить Результаты

Архив голосований

Конкурс месяца

V Всероссийский дистанционный конкурс педагогической публицистики и литературного творчества «Педагогическое вдохновение – 2014»

Предлагаем школьникам и педагогам принять участие в V Всероссийском дистанционном конкурсе «Педагогическое вдохновение» – 2014». Победителей ждут дипломы и благодарности!

Подробнее

Почтовая рассылка

Еженедельная рассылка анонсов статей и новостей портала.

Поиск по сайту

RBK Money  Visa, MasterCard, Maestro 

MySQL: 0.0137 s, 76 request(s), PHP: 0.0871 s, total: 0.1008 s, memory (average: 4.92, maximum: 5.42) , document retrieved from cache.